Детальный досмотр пассажиров, металлоискатели, просвечивание багажа и ручной клади – сегодня аэропорты стали местом с самыми требовательными условиями безопасности. И каждый раз изменения в список требований к пассажирам вносили после того, как самолеты становились легкой добычей для террористов.
Интересно! Бои за Донецкий аэропорт: как украинские военные защищались от российских боевиков
"В 60-х и 70-х годах не было тотальной угрозы террористических актов. Не было этих рамок, сканеров и телевизоров. Людей спокойно выпускали на взлетную полосу. После Второй мировой войны царила атмосфера очень благодушная", – рассказал военный эксперт и ведущий Армия FM Александр Шульман.
В период с 1958 по 1967 год во всем мире было около 40 угонов. А в течение пятилетнего периода с 1968 по 1972 год произошло 326 авиаугонов, то есть инцидент каждые 5-6 дней. Авиатерроризм стал одним из основных инструментов арабского движения за освобождение Палестины. А их главной целью стал Израиль.
Прошло 5 лет с создания государства Израиль и ему окружающие страны объявили войну. Таким образом Израиль воюет с самого рождения и по сегодня. Представьте себе, что в то время у Израиля было 3-4 миллиона человек, а вокруг сотни миллионов врагов,
– заявил почетный консул Израиля в западном регионе Украины Олег Вишняков.
В 1970 году палестинцы захватили четыре пассажирских лайнера которые направлялись в Нью Йорк и Лондон. Их посадили на заброшенном аэродроме Доусон Филд в Иордании. Самолеты взорвали, а 300 заложников отпустили, а полсотни израильтян стали живым товаром, на который боевики выменяли свободу своих арестованных ранее соратников.
Подрыв самолета палестинцами
"Тогда стало понятно, что ни к чему хорошему переговоры с террористами не приводят. Потому что они понимают, что их тактика работает и надо проводить теракты далее", – сообщил военный эксперт Александр Шульман.
Чтобы уберечься от воздушных пиратов, израильтяне взяли свои авиаперевозки под охрану. Специально обученные бывшие коммандос под видом пассажиров летали в командировки рейсами национальной авиакомпании. Это временно остановило палестинцев, вскоре они начали охотиться за израильскими пассажирами на международных авиалиниях.
27 июня 1976 года из Тель-Авива в Париж вылетел пассажирский Airbus A300. Маршрут пролегал через Афины, где сделали подзаправку и подбирал пассажиров.
Пассажирский самолет
"Дело в том, что в Греции достаточно спокойно относились к жителям арабских стран и к боевикам, потому что они на территории Греции особо не хулиганили", – пояснил военный эксперт Александр Шульман.
Среди 58 человек, которые поднялись на борт самолета, было четверо похитителей, которые легко "ассимилировались" в афинском аэропорту, который страдал от забастовки наземного персонала.
Через восемь минут после того, как самолет оторвался от взлетной полосы афинского аэропорта, террористы открыли карты. Судьба 248 пассажиров и 12 членов экипажа зависла в прямом смысле в воздухе.
За восемь минут до захвата самолета террористами
Группа террористов, совершавшая этот террористический акт, в 1976 году вышла из Палестины. Однако они боролись за освобождение людей, которые относились к Германии, как говорит советник министра МВД Юрий Тандит.
Именно поэтому среди угонщиков самолета были немцы. Вилфрид Безе и Бригитта Кулман принадлежали к террористической группировке "Красных ячеек".
Что такое Революционные ячейки
Самолет развернули с направления на Париж и посадили в ливийском Бенгази. Первоначальный план остаться на побережье Средиземного моря не подошел местному лидеру. Муамар Каддафи, который уже тогда не боялся конфликтовать со странами Запада, похищенный палестинцами самолет у себя принимать не согласился. Не исключено, что не хотел навлечь проблем с израильскими спецназовцами.
Почему арабские страны против использования их аэродромов
После семичасовой остановки в Бенгази террористы отпустили только двух женщин, одну беременную и еще одну, которая летела на похороны матери в Лондон. После этого самолет поднялся в воздух и взял курс на Уганду.
Центральноафриканская страна на берегу острова Виктория определенно была вне логической зоны досягаемости израильских штурмовиков. Да и тамошний правитель боевикам не отказал. Иди Амин Дада был необычным даже по меркам Африки.
Отличался жестокостью. За его правления было убито более 300 тысяч человек. Несколько тысяч он убил лично,
– пояснил военный эксперт Александр Шульман.
На момент его прихода к власти в 71-м, Уганда дружила с Израилем. Их объединяло общее прошлое колоний Великобритании. В свое время даже в армию Иди Амина тренировали инструкторы Цахала, то есть Вооруженных сил Израиля.
Иди Амин Дада
Иди Амин Дада согласился принять самолет с заложниками. Что подтолкнуло его к таким шагам – точно не известно. Вероятнее всего, он просто был не против засветиться на международном уровне в качестве переговорщика, чтобы выйти из образа опасного людоеда, знакомство с которым нежелательно.
"Он занимал явно проарабскую и пропалестинскую позицию и поэтому принял палестинских террористов, как дорогих гостей", – заявил военный эксперт Александр Шульман.
Читайте также: Операция "Хаски" – мафия против фашистов
28 июня палестинское движение сопротивления сформулировало требования. Они требовали 5 миллионов долларов и освобождение 53 арестованных боевиков. После прибытия в Энтеббе заложникам устроили фильтрацию и отделили евреев от пассажиров других национальностей.
Чем закончились переговоры – смотрите в видео.