Закон Савченко: готовиться ли украинцам к новой волне преступности
Журналисты сайта "24" разобрались в том, будет ли способствовать так называемый закон Савченко увеличению уровня преступности и насилия на украинских улицах.
Так называемый закон Савченко - закон "О совершенствовании порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания" был принят 26 ноября 2015 года и с того момента дал повод для многих резонансных новостей. В соответствии с этим документом суды обязаны учитывать осужденным каждый день, проведенный в СИЗО, за два дня лишения свободы. При этом Закон не содержит ограничений относительно его применения, то есть его действие распространяется абсолютно на всех осужденных.
Именно благодаря этому документу на свободе оказались и осужденный за убийство экс-нардеп Виктор Лозинский, и насильник несовершеннолетних Николай Шекерли, и судья-колядник Игорь Зварыч, и печально известный "Доктор Пи" Андрей Слюсарчук. Совсем скоро, как настаивают в пенитенциарной службе, на свободе окажутся еще 50 тысяч преступников. Закон уже неоднократно критиковали и даже предлагали изменить. Однако одна из его авторов – летчица Надежда Савченко – уверена: менять его нельзя.
По ее словам, она задумывала этот закон "как метод ускорения для честной и эффективной работы следствия, чтобы люди не сидели по 8 лет в СИЗО без суда и следствия, пока кто-то там долго думает, как лучше сфабриковать дело против невиновного и засадить его для того, чтобы показать высокие показатели раскрытия преступлений и видимость эффективной работы следствия".
Так, этот закон не мог не открыть "ящик Пандоры" и для настоящих преступников, но это означает, что надо было лучше работать, а теперь это станет наукой нам всем,
— убеждена Савченко.
Журналисты сайта "24" решили выяснить, что именно скрывается за этим законом и попросили экспертов прокомментировать последствия его принятия.
Владимир Лебедев, адвокат:
На самом деле так называемый "закон Савченко" является откровенно популистским законом, который не влечет за собой других последствий, кроме фактического сокращения срока отбывания наказания для заинтересованных лиц. Задекларированная авторами закона гуманизация наказания не может происходить определенным способом, то есть путем восстановления прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах, через зачет срока предварительного заключения в новый срок отбытия назначенного судом наказания. Гуманизация наказания и содержания может происходить только через создание достойных условий содержания лиц во время их предварительного заключения и условий перевоспитания осужденного во время отбывания им наказания. Восстановление прав приведенным в законе способом является необоснованным и, соответственно, недопустимым.
Задекларированное авторами перспективное сокращение срока предварительного заключения, как следствие принятия закона, является маловероятным, поскольку каждый обвиняемый, который содержится в следственном изоляторе, будет всячески затягивать рассмотрение его дела, поскольку будет знать, что после вступления приговора суда в законную силу он будет фактически отбывать уменьшенное наказание. Социальные последствия принятия такого закона является также негативными, поскольку благодаря закону из мест лишения свободы освободятся лица, которые относятся к категории преступников, склонных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, что, собственно, и происходит в настоящее время.
Сергей Старенький, бывший председатель Государственной пенитенциарной службы:
С моей точки зрения, закон должен ориентироваться на те действия, которые он провозглашает. Целью этого закона провозглашено уменьшение времени пребывания в следственных изоляторах лиц, находящихся под следствием. Эта цель не достигнута. Из колоний освободилось шесть тысяч человек, которые уже отбывают наказание, а освободившихся из следственных изоляторов не более 250 человек. Если нужно было уменьшить количество людей, находящихся в СИЗО, то нужно было ограничивать сроки судебного следствия, вносить изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и указывать их там. Это действительно имело бы какой-то эффект. Поэтому я оцениваю этот закон негативно.
Кроме того, думаю, что в ближайшее время стоит ожидать вспышку не очень большой, но неприятной преступности – грабежей на улицах, краж из автомобилей, квартир и тому подобное. Потому что люди, которые освобождаются, – не подготовлены к выходу на свободу. Они не трудоустроены, не всегда имеют где жить, не на что жить. Они часто удовлетворяют свои потребности преступным путем, потому что другого не видят.
Борис Захаров, руководитель Адвокатского центра Украинского Хельсинского союза:
По оценкам экспертов, согласно этому закону на свободу выйдет около 15 тысяч человек. Выходить на свободу будут в первую очередь те, против кого долго велось следствие, кто долго находился в СИЗО. Это как раз фигуранты скандальных дел, члены организованных преступных группировок. Действительно, среди тех, кто освободится — много людей, которые совершили тяжкие преступления. Но среди них будет и немало тех, против кого сфабриковали дела, кого пытали в СИЗО. Поэтому этот закон имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Не забывайте также, что он позволит реформировать пенитенциарную систему. Он уменьшит на 15 тысяч количество заключенных в учреждениях исполнения наказаний, благодаря чему можно будет легче провести реформу. Действительно, из-за этого возрастет преступность. Действительно, у закона есть отрицательные последствия. Общество сейчас требует справедливости, а мы проявляем милосердие к широкой количеству людей, которые его заслуживают, и к какому-то количеству людей, которые его не заслуживают. Но я, в целом, поддерживаю этот закон и считаю его положительным.
Вольга Шейко, юрист юридической фирмы "Астерс":
Так называемый закон Савченко – это не амнистия. Говорить о том, что криминогенная ситуация резко изменится — несколько преждевременно. На волю ежедневно выходит достаточно большое количество людей. Кроме того, есть куча людей, которые под действие этого закона не попадают. Громче всех о недостатках этого закона кричат представители пенитенциарных служб и той административной машины, которая управляет в СИЗО. Но статистике, которую приводит пенитенциарная служба, можно с таким же успехом противопоставить статистику смертности и заболеваний в СИЗО. В самих колониях другой уровень содержания и медицинского обслуживания. Там есть правила, по которым живут люди. А в СИЗО попадают разные категории преступников, и некоторым людям содержание в СИЗО вообще может поломать жизнь. Нельзя сказать, что содержание там каким-то образом исправляет, там люди оказываются в статусе подозреваемых. Это задача колонии — исправлять.
Этот закон является своевременным в сочетании с законом "О пробации". Орган пробации должен сопровождать людей, которые вышли из колонии, заниматься их социальной адаптацией и незадолго до освобождения, и уже с теми, которые вышли на волю. Социальная адаптация людей, которые выходят на свободу – это огромные программы, которые только сейчас должны начинать работать. Поэтому закон Савченко – он пойдет на пользу.