Защита данных и изменение приоритетов: как работает финансовый сектор в условиях войны

15 июня 2022, 11:15
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Источник:

ПУМБ

24 февраля Россия начала войну против Украины. Этот день навсегда запомнят украинцы, ведь циничное вторжение страны-агрессора повлияло на все сферы жизни, и финансовая система – не исключение.

Уже больше 100 дней банки работают в новых условиях и с новыми приоритетами. О том, как изменилась работа банка ПУМБ и как финансовое учреждение встретило войну, рассказал Андрей Бигунов, директор департамента информационных технологий банка ПУМБ.

– Какова была IT-стратегия ПУМБ в мирное время?

– В последние годы мы активно развивались и инвестировали во внутреннюю экспертизу и компетенцию, цифровые каналы, команды, мобильность работников, надежность систем и их безопасность. Ключевой посыл стратегии – мы в ПУМБ самостоятельно разрабатываем удобные цифровые сервисы и услуги для наших клиентов, обеспечивая их широкую доступность и стабильность. Много внимания мы уделяем быстроте выпуска новых продуктов и возможностей в наших каналах взаимодействия с клиентами.

Более 400 миллионов в ИТ-инфраструктуре

– В какой форме банк встретил войну с точки зрения развития IT-инфраструктуры?

– Можно сказать, что в олимпийской. Ежегодно мы инвестируем 400-500 миллионов гривен в ИТ-инфраструктуру банка ПУМБ. Мы построили два современных центра обработки информации, сотрудничаем с лидерами рынка в области информационных технологий, включая IBM, Microsoft, Cisco, Dell и другие. Много внимания уделяем мобильности наших работников, 97% парка техники – это современные ноутбуки, которые снабжены высоким уровнем защиты.

– ПУМБ был готов к сценарию полномасштабного вторжения России? Был ли банк в плане действий, как обеспечить надежную и устойчивую работу систем?

– С началом событий 2014 ПУМБ прошел большой сложный путь эвакуации бизнеса из Донецка в Киев. Мы отработали многие сценарии возобновления работы в сложных военных условиях. Мы продолжаем развивать планы работы, улучшаем их и отрабатываем на практике. Активно сотрудничаем с Национальным Банком Украины, регулирующим облачные вычисления. Это очень важная технология, позволяющая улучшить нашу работоспособность в условиях войны. Как мы отработали эти три месяца, подтверждает, что мы сделали все верно и наши ожидания оправдались на 100%.

Без права на ошибку

– Как изменились приоритеты банка в сфере IT во время войны?

– Стратегия информационных технологий – это всегда отражение бизнес-стратегии. Если раньше наш фокус был на развитии, то сейчас на стабильности – бесперебойной и безопасной работе наших систем и предоставлении клиентского сервиса для наших клиентов.

Мы не имеем права на ошибку, поэтому работаем в режиме 24/7, чтобы обеспечить работоспособность всех систем банка ПУМБ.

Еще один важный приоритет – сохранение нашей команды. Сложно возобновить развитие, если ваши специалисты ушли от вас на рынок. Сейчас рынок информационных технологий активен даже в этой сложной ситуации. Поэтому, кроме всего прочего, большое внимание мы уделяем нашей конкурентоспособности, позиции и предложения на этом рынке.

– С какими трудностями и вызовами столкнулась IT-команда банка?

Почти каждая украинская семья готовила "тревожный чемодан". Семья ПУМБ – не исключение, мы готовили свой "цифровой тревожный чемодан" – это клиентская информация, банковская тайна, учетная информация. Мы искали места для безопасного хранения и обработки данных в безопасных регионах.

Построение этой инфраструктуры и размещение информации – достаточно сложная инженерная задача, которую мы успешно решили.

После начала войны в первые дни вызовом было понять, кто из команды ИТ куда перемещается, кто находится в пути, кто остается, а с кем даже потеряна связь. Например, коллеги из Бучи и Ирпеня продолжали работать под обстрелами в бомбоубежищах и подвалах, пока работала связь.

– Насколько защищены данные клиентов ПУМБ? Как банк противостоит кибератакам со стороны российских захватчиков?

– Надежная защита банковской информации – ключевой элемент, на котором строится доверие и лояльность клиентов. Мы используем технологические решения лидеров мирового рынка. Системы, оборудование, серверы и другие элементы, которые мы используем, это только маленькая часть большого войска, защищающего банковскую тайну.

Кибернападения не прекращались с первого дня боевых действий. Еще 25 февраля мы успешно отразили мощную атаку на наш сайт.

Переводы согласно нормам ЕС

– Над какими проектами сейчас работает команда, как они улучшат клиентский сервис?

– Текущий проектный портфель достаточно велик, и в нем много задач, связанных с обязательными требованиями регуляторов – НБУ, подразделений финансового мониторинга и других. Активно работаем с НБУ по внедрению стандартов международных переводов согласно нормам Евросоюза. Много внимания уделяем проектам, помогающим нашим клиентам в сложной ситуации по выплате кредитных средств.

Мы продолжаем развивать мобильный банкинг для розничного и корпоративного бизнеса, развиваем digital.pumb.ua. Также появилась новая возможность для малого и среднего бизнеса стать нашим клиентом без визита в отделение.

– Какие планы ПУМБ по развитию финтех технологий в будущем, когда в Украину придет мир?

– Мы ни на минуту не останавливаемся в направлении развития финансовых технологий, скорее, сейчас во время войны изменились приоритеты. Интеграция с ЕС требует открытия данных для рынка финтех, и мы много внимания в нашем проектном портфеле уделяем именно этой задаче. Ее решение предоставит рынку новые возможности создания новых клиентских сервисов и услуг.

Мы являемся активным участником рабочей группы, работающей над стандартом Open Banking, адаптированным для украинского законодательства. Этот стандарт откроет новые возможности как для финтех компаний, так и для банков. Мы держим финансовую оборону и планируем будущее. Верим ведь, что мы победим и все будет Украина!