От ранних лет киноиндустрии до современности, дезинформация в кино использовалась как инструмент для формирования общественного мнения, влияния на политические процессы и даже для ведения информационных войн. Материал 24 Канала рассказывает, как кино использовали в качестве инструмента для воздействия на общество и как сегодня кино отражает положение и культуру общества.

Читайте на сайте Компания потеряла 25 миллионов долларов из-за обмана с использованием дипфейка

Исторический контекст

История дезинформации в кино берет свое начало еще со времен немого кино. Особенно заметным это стало после октябрьского переворота 1917 года в СССР, когда кино стало считаться не просто видом искусства, а мощным инструментом идеологического воздействия. Большевики быстро осознали, что кино может служить оружием в борьбе за власть, формируя "идеальное" общество в умах зрителей. Так, кино в СССР стало средством пропаганды, демонстрируя успехи социалистического строя и разоблачая "врагов народа".


"Броненосец "Потемкин" – революционная пропаганда / Кадр из фильма

Впоследствии кино в союзе начинает немного меняться, больше "рефлексируя" о второй мировой войне, при этом образы и тропы сохраняют за собой первенство: колхозники, пропаганда развития общества и образы идеальной страны.

Влияние на общество

Влияние дезинформации через кино не ограничивалось только СССР. История показывает, что кино стало средством массовой культуры, который использовался для манипуляции общественным мнением в разных странах и в разные исторические периоды. Через кино могли распространяться не только идеологические нарративы, но и теории заговоров, мистификации, которые входили в массовую культуру, оставляя за собой значительный след.

Дезинформация в мире кинематографа – это важная проблема, которая касается не только кино прошлых эпох. Фильмы, которые демонстрируют ложные события или создают стереотипные образы, могут влиять на восприятие зрителей и приводить к распространению дезинформации.

Следствием является то, что люди безосновательно верят в неподтвержденные факты или события, просто из-за того, как они были показаны на экране. Это создает своеобразный миф об идеальном, страшном или чрезвычайном, которое возможно не имеет реального основания.

Современные цифровые технологии только усиливают это влияние, делая информацию более доступной и влиятельной.

Люди часто не осознают, что они становятся жертвами дезинформации или пропаганды. Кино часто использовали, чтобы заставить людей принимать определенные взгляды или идеологии без критического мышления или анализа.

Антиутопия в кинематографе: отражение замкнутого общества и власти

Антиутопия как поджанр фантастики всегда вызывала особый интерес у зрителей и читателей, предлагая взгляд на общества, где власть имеет абсолютный контроль над индивидами, а свобода слова и мысли является лишь иллюзией. Одним из самых ярких примеров такого подхода является фильм "1984", основанный на одноименном романе Джорджа Оруэлла, опубликованном в 1949 году. Это произведение не только стало культовым, но и продолжает оставаться актуальным, освещая темы контроля, цензуры и манипуляции массами.


"1984" / Скриншот из фильма

В мире "1984" общество разделено на три больших государства: Океания, Евразия и Остазия, каждое из которых представляет собой тоталитарный режим, где правящая элита использует все возможные средства для поддержания своей власти и контроля над населением. Особое внимание в романе и фильме уделено Океании, где деятельность партии сосредоточена на создании культа личности Большого Брата, который является воплощением власти и контроля.

Дезинформация и пропаганда являются ключевыми инструментами, с помощью которых партия достигает своих целей. Большие экраны и телевидение используются для трансляции идеологических сообщений, направленных на демонизацию врагов и восхваление достижений и ценностей Океании. Это создает иллюзию внешней угрозы и внутреннего единства, что позволяет партии сохранять контроль над населением.

Примеры фильмов, которые иллюстрируют дезинформацию

Далее мы рассмотрим еще несколько фильмов в которых затрагивается тема дезинформации. Либо демонстрируют не всю картину события, делая это специально, или высмеивают современное состояние мира гиперболизируя события, как это было в "1984".

  • "Не смотрите вверх" 2021 год.
    Реж. Адам Мак – Кей. Жанры: Фантастика, комедия.

    Сюжет этой трагикомедии рассказывает, как молодая женщина астроном Кейт Дибьяски (Дженнифер Лоуренс) – аспирантка из Университета штата Мичиган, зафиксировала комету и вместе с группой астрономов под руководством профессора астрономии Рэндалла Минди (Леонардо Ди Каприо), празднует ее открытие. Но вот Рэндалл измеряет траекторию перемещения кометы и обнаруживает, что что она направляется к Земле и столкновение неизбежно.

    Далее главные герои пытаются сделать все, чтобы достучаться до людей и власти, но люди быстро теряют интерес к теме, а политики используют угрозу и самих ученых в собственных интересах используя дезинформацию, пропаганду и манипулирование общественным мнением.


    Не смотрите вверх / Скриншот из фильма
  • "Прибытие" 2016 год.
    Реж. Дени Вильнев. Жанр: фантастика, драма.
    Это фильм в жанре научной фантастики рассказывает о том как на землю прилетели пришельцы с неизвестной целью. Военные окружают одно из мест высадки, ученые начинают исследовать загадочные корабли и даже вступают в коммуникацию с пришельцами. Тем временем человечество в лице разных правительств приходит к разному выводу относительно цели визита.

    Китай, например, воспринимает пришельцев, как манипуляторов, тогда как некоторые другие страны считают, что целью визита является обмен опытом.
  • "Супер 8" 2011 год.
    Реж. Дж.Дж.Абрамс. Жанр: Фантастика, триллер.
    Это фильм о том как группа подростков которые снимали фильм возле железной дороги стали свидетелями железнодорожной аварии, оказавшись в самом эпицентре катастрофы. Военные пытаются скрыть от общества то что на самом деле произошло искажая детали, которые привели к катастрофе.
  • "Парни" (2019 - сегодня)
    Автор сериала: Эрик Крипке. Жанр: Фантастика, боевик, комедия.
    "Пацаны" – это американский сериал основанный на одноименном комиксе за авторством Гарта Энниса и художника Дарика Робертсона. В этом сериале демонстрируется пропаганда "добра" в мире в котором появились супергерои. Корпорация превращает их в бренд, создает контент и продает товары со своими супергероями. Между тем общество, ослеплено яркими и идеализированными образами, и понятия не имеет, что происходит за кулисами.


    "Парни" / Скриншот из сериала

Будущее дезинформации и роль искусственного интеллекта

В мире, где искусственный интеллект (ИИ) становится все более распространенным, возможности дезинформации и манипуляции растут. ИИ может быть использован для создания более реалистичных и убедительных фейков, или манипулятивных сообщений, которые могут использоваться для дезинформации.

Такие технологии, как генерация естественной речи и глубокое обучение, могут быть использованы для создания контента, который трудно отличить от реального. Это открывает новые возможности для искажения информации и пропаганды, которые теперь доступны непосредственно каждому пользователю, а значит каждый способен создать свой контент для преследования собственной цели.


Искусственный интеллект способен помочь в создании и распространении дезинформации / Фото Unsplash

Важно, чтобы общество было готово к этим вызовам. Образование и повышение осведомленности о дезинформации и ее возможных последствиях, а также понимание новых технологий являются жизненно важными. Только критическое мышление и постоянная проверка фактов могут защитить наше общество от опасности, которую может принести дезинформация и инструменты на базе технологии ИИ.

Смотрите также Это рекорд: сколько денег получили от своих жертв хакеры-вымогатели в 2023 году

Кино как искусство несет много интересного и полезного затрагивая различные темы и раскрывая их. Однако еще со времен его появления оно всегда использовали для пропаганды и дезинформации. Дезинформация и фейки имеют значительное влияние на общество фактически искажая новую, удобную реальность и кино может в этом помогать, а может демонстрировать, как это происходит на самом деле.

Сущенко Александр

Студент ЛНУ магистр специальности культурология.