Появление ведущей Лизы, сгенерированной искусственным интеллектом на индийском телеканале Odisha TV, вызвало неоднозначную реакцию зрителей: одни оценили ее как "инновационную", другие – как "роботизированную", третьи, как слишком "неэмоциональную". Руководитель телеканала Джаги Мангат Панда назвал дебют первого ведущего новостей с искусственным интеллектом важной вехой в телерадиовещании и цифровой журналистике.

Смотрите также В США заявили, что любой американский военный ИИ лучше из-за "христианских ценностей"

Лиза, реалистичная с виду АИ-ведущая, одетая в темно-бордовое сари, эффективно выполняет такие задачи, как чтение гороскопов, спортивных новостей и прогнозов погоды. Телеканал намеревался нанять ведущего, сгенерированного искусственным интеллектом, чтобы упростить рутинные задачи, позволив людям сосредоточиться на более творческом подходе к созданию качественных новостей.

Важный этап эволюции медиа

Появление Лизы и других новостных ботов с искусственным интеллектом разожгло в Индии дебаты о будущем медиа в стране. Тенденция создания АИ-ведущих новостей не ограничивается Индией, ее также можно наблюдать в других странах Азии – от Китая до Юго-Восточной Азии – изменяющей способ вещания новостей.

Учитывая языковое разнообразие Индии, искусственный интеллект является мощным инструментом для охвата аудитории, как это демонстрирует ведущая новостей Сана из базирующейся в Дели телекомпании India Today Group, которая сообщает новости и прогнозы погоды на нескольких языках, в общей сложности 75-ю.

Эти ведущие используют алгоритмы машинного обучения для анализа данных по новостным статьям и видео. Как сообщает правительственный веб-сайт INDIAai, АИ-ведущий собирает и классифицирует информацию, превращая ее в релевантные и полезные данные.

Руководители телеканалов утверждают, что АИ-ведущие предлагают многочисленные преимущества для индустрии, в частности снижение затрат, эффективную доставку новостей на разных языках и быструю обработку огромных объемов данных. Кроме того, они уменьшают беспокойство, связанное со "звездными" ведущими-людьми.

Однако критики выражают опасение, что внедрение технологии искусственного интеллекта может взорвать доверие к средствам массовой информации, учитывая отсутствие у искусственных роботов навыков и опыта, которыми владеют журналисты-люди. Существуют также опасения сокращения рабочих мест, несмотря на заверения компаний, что ведущие с искусственным интеллектом будут дополнять, а не заменять человеческих коллег.

Редакции продолжат использовать AI-инструменты

Несмотря на споры, ожидается, что использование искусственного интеллекта в редакциях будет расти и дальше. Опрос, проведенный Всемирной ассоциацией издателей новостей, показал, что 49% редакций во всем мире используют инструменты искусственного интеллекта, в частности ChatGPT.

А между тем Компании по всему миру стали чаще использовать генеративный ИИ

Матин Ахмад, доцент Исследовательского центра массовых коммуникаций в Университете Джамиа Миллиа Исламания в Нью-Дели, отмечает, что любая новая технология поначалу вызывает страх. Проводя параллели с прошлыми проблемами в кино и издательской индустрии, Ахмад утверждает, что творческая работа зависит от человеческого вклада и не будет полностью вытеснена чат-ботами с искусственным интеллектом. Он считает, что новостные боты будут способствовать созданию новых рабочих мест в отрасли, в то же время улучшая обновление контента.