Заря, не сумевшая реализовать свой потенциал, называется коричневым карликом и находится на расстоянии примерно 1400 световых лет от Земли. Она вращается по нетрадиционной орбите вокруг белого карлика – остывающего остатка солнцевидной звезды, достигшей конца своего жизненного цикла.

Читайте на сайте Сверхзвуковые цунами, втрое превышающие высоту Солнца, накрыли далекую звезду.

Почему эта заря не способна "светить"

Коричневые карлики – это уникальные космические образования, которые не смогли накопить достаточно вещества во время своего формирования, чтобы запустить ядерный синтез в своем ядре, оставаясь таким образом в промежуточном состоянии между планетами и звездами. Коричневый карлик, о котором говорится, получил номер в каталоге WD 0032-317B, и имеет поразительные размеры: его масса в 75-88 раз превышает массу Юпитера.

Коричневые карлики отличаются незаметным тепловым излучением, оставшейся после их образования остаточной энергией. Хотя потенциально они могут достигать температуры 2 500 градусов по Цельсию, многие имеют относительно более холодную температуру поверхности, лишь несколько сотен градусов.

Чем особенная звезда WD 0032-317B

Недавно открытый коричневый карлик WD 0032-317B бросает вызов этой тенденции, имея температуру поверхности более 7000 градусов Цельсия. Это делает его самым горячим карим карликом из всех когда-либо зарегистрированных, превышая температуру поверхности Солнца, которая составляет примерно 5500 градусов по Цельсию.

Вопреки первоначальным предположениям эта исключительная температура не является результатом внутренних процессов внутри коричневого карлика. Скорее это результат его близкого соседства с белым карликом, известным как WD 0032-317, который находится под пристальным вниманием астрономов с начала 2000-х годов.

Хотя белый карлик больше не занимается ядерным синтезом, он все еще имеет чрезвычайно горячую поверхность с температурой около 37 000 градусов по Цельсию. Поскольку коричневый карлик вращается близко к белому карлику, он поглощает значительную часть его излучения, в результате чего сторона, обращенная к белому карлику, достигает экстремальных температур, тогда как другая сторона значительно холоднее – 2700 градусов Цельсия.

Ученые подробно исследовали странную звезду

Подлинная природа коричневого карлика была раскрыта благодаря тщательному анализу световых спектров, который показал, что он является полноценным коричневым карликом, а не только компаньоном белого карлика, как считалось ранее. Эти измерения были произведены с помощью "Очень большого телескопа" Европейской южной обсерватории, расположенной в Чили (Very Large Telescope, VLT).

Очень большой телескоп VLT/JL Dauvergne & G. Hüdepohl/ESO

Почему это важное открытие

Наама Халлакун (Na'ama Hallakoun), ведущий автор исследования и научная сотрудница отдела физики элементарных частиц и астрофизики Института Вейцмана, отметила важность таких открытий для понимания более широкого космоса.

Будущие спектроскопические наблюдения с высоким разрешением этой горячей юпитерообразной системы – в идеале с помощью нового космического телескопа NASA имени Джеймса Вебба – могут выявить, как горячие, сильно облученные условия влияют на структуру атмосферы, что может помочь нам понять экзопланеты в других частях.
– заявил Халлакун.

Смотрите также Телескоп Джеймса Уэбба обнаружил воду в протопланетном диске в потенциально подходящей для жизни зоне

Это открытие дает ученым уникальную возможность заглянуть в атмосферу горячих Юпитеров и изучить атмосферные процессы Ожидается, что постоянное развитие технологий обсерваторий, в частности космического телескопа Джеймса Уэбба, углубит наше понимание таких небесных аномалий, а результаты исследований двойных систем, таких как дуэт WD 0032-317, будут играть ключевую роль в расшифровке хитросплетений этих далеких.