Главный инсайдер Apple Марк Гурман опубликовал на страницах Bloomberg материал, в котором попытался проанализировать причины такого решения. 24 Канал перевел его и публикует в адаптированном виде.

Смотрите также Беспилотного автомобиля не будет: Apple свернул проект разработки над которым работал 10 лет

Единственным желанием Apple было превзойти Tesla

Вера Apple в то, что она может создать лучший автомобиль, чем Tesla и другие представители автомобильной индустрии, в конце концов привела к краху проекта,
– пишет Марк Гурман.

Apple не отказывалась от планов по электромобилю до прошлой недели. Зато он был обречен почти с самого начала. Все сводится к тому, как компания поставила себе цель построить автомобиль. Когда около десяти лет назад Apple начала работу, существовало два основных направления мыслей о том, как действовать дальше:

  • Создать менее амбициозный электромобиль с функциями автономности, подобными моделям Tesla. Это означает, что автомобиль мог бы ездить сам по себе на автострадах и некоторых дорогах, но не везде.
  • Изменить мир с помощью полноценного беспилотного транспортного средства, который будет доставлять пассажиров из пункта А в пункт Б без всякого вмешательства водителя. И сделать это так, чтобы это выглядело так, как никто не делал раньше.

Конечно, Apple выбрала второй подход, и в этом заключалась проблема. Все эти годы компания думала, что сможет решить проблему полного самоуправляемого вождения, над которой автомобильная индустрия все еще борется сегодня - и все это с помощью революционного дизайна. Этот вызов оказался слишком сложным даже для Apple.

Теперь можно понять высокомерие Apple в 2014 году. Компания только что перевернула рынок смартфонов, планшетных компьютеров и воспроизведения музыки. И она собиралась выпустить Apple Watch, который, по ее мнению, раздавит рынок швейцарских часов. Компания хотела сделать то же самое с автомобилями. Учитывая это, какой смысл было создавать клон Tesla? Это не произвело бы революции в индустрии. Но такой автомобиль все равно мог бы отображать дизайнерские фишки Apple и быть полностью интегрированным в экосистему продуктов компании. Неплохое предложение для фанатов Apple.

На то время, когда Apple осознала свою ошибку несколько лет назад, было уже слишком поздно. Вся работа над дизайном была сосредоточена на машине, которая не должна была иметь ни руля, ни педалей. Компания также вложила миллиарды долларов в разработку самоуправляемой системы 5-го уровня - наивысшего уровня автономности. Жребий был брошен,
– добавляет Гурман.

По словам человека, который участвовал в принятии решения, это было так, будто Apple пыталась пропустить все ранние модели iPhone и перепрыгнуть сразу к iPhone X. Вместо того, чтобы начать с просто хорошей машины, которая обладала бы пользовательским интерфейсом Apple, изящным дизайном интерьера и экстерьера от Джони Айва, компания сделала ставку не на ту лошадку: автономность.

Были и другие серьезные проблемы. Это и стоимость проекта, и неизбежно высокая цена для потребителей, и мизерная (или вообще отсутствующая) рентабельность, которую может принести автомобиль. Все это осложнялось нерешительностью руководства Apple и производственными проблемами, присущими производству автомобиля. Но, конце концов, именно гордыня прокляла все усилия, уверен инсайдер.

Автомобильный рынок труднее переломить, чем рынок смартфонов, компьютеров и MP3-плееров. Он развивался в течение века и наполнен гораздо большим количеством конкурентов и сложными цепочками поставок, а кроме того, требует тонны капитала. Было рискованно даже пытаться создать клон Tesla, не говоря уже о транспортном средстве, которое бы трансформировало индустрию. Но Марк Гурман убежден, что Apple могла бы стать первой компанией, которая бы действительно это сделала.

Компания могла бы просто следовать правилам своих предыдущих хитов, которые не пытались достичь всего и сразу. В первом iPhone не было 3G, первые несколько iPod не имели цветного экрана, а Apple Watch не был водонепроницаемым до второго поколения. В случае с автомобилем Apple могла бы выпустить что-то на рынок, продать сотни тысяч машин, а затем собрать столько данных, сколько нужно для создания жизнеспособной платформы самоуправляемого вождения.

Автомобиль вызвал бы гораздо больший резонанс. И это, пожалуй, единственная категория продуктов, которая может приносить серьезный доход изначально. Apple планировала продавать автомобили по 100 000 долларов за единицу, а это означает, что компании не понадобилось бы много времени, чтобы получить многомиллиардную прибыль, даже если бы эти продажи не принесли большой маржи.

Теперь Apple нужно найти что-то другое для увеличения доходов. Компания сейчас работает над рядом идей: очки дополненной реальности (не путать с гарнитурой), AirPods с искусственным интеллектом и камерами, сложные iPad, сенсорные Mac и даже настольные робототехнические устройства. Однако ни одна из этих вещей не сможет сдвинуть индустрию с места так, как автомобиль.

Компания, безусловно, могла бы углубиться в сферу здравоохранения или выйти в новые категории, такие как домашняя энергетика. Но это тернистые отрасли, наполненные регулированием со стороны многочисленных государственных органов. Если Apple не была готова к автомобильному миру, возможно, она не захочет выходить еще дальше из своей зоны комфорта.