Этот сервис принадлежит китайской компании ByteDance, поэтому правильнее в этом контексте говорить именно о ней, а не TikTok, как приложении для просмотра роликов. Как пишет источник, новое издательство с начала года начало приглашать к сотрудничеству авторов романов, которые сами себя издают. Однако условия не слишком щедрые: иногда всего несколько тысяч долларов за права на книгу (в крупных издательствах США авансы могут достигать от 50 000 долларов до миллионов). Хотя иногда, кроме аванса и роялти, предлагали комплексные услуги по онлайн-маркетингу.

Смотрите также В США впервые запретили TikTok на уровне штата

Золотая жила

TikTok помог создать одни из самых больших бестселлеров на рынке. Одними из первых таких были книги Колин Гувер. Посты с тегом #ColleenHoover были просмотрены более 4,2 миллиарда раз, а ее книги проданы тиражом более 24 миллионов экземпляров. Лишь 100 авторов, продвигавшихся через #BookTok, принесли издательствам 760 миллионов долларов, и эта цифра постоянно растет.

Как это работает?

  • Книжные блогеры собирают вокруг себя тысячи, а иногда и миллионы подписчиков. Они читают ту или иную книгу, записывают свои впечатления о ней и рекомендуют, если она понравилась. Коллеги по цеху реагируют мгновенно. Вслед за одним видео появляется еще несколько десятков подобных. Подписчики бегут в магазины и скупают новоиспеченный бестселлер.
  • Другая сторона этого процесса – самиздат. Авторы, опубликовавшие свои произведения в интернете, также попадают в такие обзоры. И если их книга получает хорошие отзывы от блогеров, а затем их читателей, издательства, прочесывающие интернет в поисках новых интернет-хитов, могут предложить автору полноценное издание.
  • Есть здесь и отрицательная сторона. Ту или иную книгу, которая получилась не слишком удачной, можно искусственно популяризировать через TikTok, заплатив блогеру за фейковый положительный отклик.

В целом можно сказать, что сегодня этот сервис является мощной площадкой для продвижения литературы, и издательства этим сполна пользуются. Украинские, например, в последнее время публикуют довольно много тикток-хитов. ByteDance также не хочет оставаться в стороне, понимая, насколько огромный рычаг воздействия держит в своих руках.

ByteDance мало говорит о своих издательских планах, но очевидно, что у нее есть потенциал для продажи огромного количества книг. Даже под усиленным регуляторным контролем из-за опасений, что на нее может влиять китайское правительство, ByteDance может охватить огромную постоянно растущую аудиторию. Многие пользователи TikTok – более 150 миллионов только в Соединенных Штатах – интересуются книгами.

В конце апреля ByteDance зарегистрировала торговую марку для издательства 8th Note Press, описав его как компанию, предоставляющую широкий спектр книгоиздательских продуктов и услуг. Согласно описанию она создаст экосистему, где люди смогут находить, покупать, читать, рецензировать и обсуждать книги.

Пока неясно, будут ли у нового издательства какие-либо ограничения по жанрам издаваемой литературы, когда появятся первые издания и будут ли продаваться их книги в традиционных книжных магазинах. Известно, что отбором будущих бестселлеров будет заниматься Кэтрин Пельц, известная среди любителей романтической литературы.

Издательства боятся

Это было закономерным, когда появятся первые опасения по поводу открытия 8th Note Press. Большая часть сферы считает, что ByteDance может злоупотреблять своим положением. Во время слушаний в Конгрессе США (по запрету TikTok) было доказано, что у компании есть специальные инструменты ручного продвижения видео в лентах пользователей. Она буквально может делать так, чтобы все увидели какой-то ролик, а другой убрать из рекомендаций.

Так что издатели боятся, что компания будет продвигать своих авторов, заставив замолчать других. Это сделает жанр BookTok менее органичным и ориентированным на пользователей.