Немного об SDV

Разработки в сфере SDV уже не первый год меняют автоиндустрию и определяют ее новые стандарты, но им еще далеко до высшей точки развития. Поэтому рынок программно определенных авто имеет огромные многомиллиардные перспективы, пишет 24 Канал.

Смотрите также Электромобиля Apple не будет: компания отменила проект после десяти лет разработки

Мы поговорили с младшим вице-президентом по инжинирингу GlobalLogic Ukraine Сергеем Найдой о технологии SDV и вызовах, с которыми она столкнулась в Украине.

Разработанный инфраструктурный концепт SDV Cloud Framework от украинской команды GlobalLogic является важной инновацией в автостроительной отрасли. Она направлена на создание облачной инфраструктуры для оптимизации разработки программного обеспечения авто, чтобы приблизить пользовательский опыт к опыту со смартфонами — постоянные обновления в течение всего жизненного цикла авто.

Хотя автомобили фундаментально сложнее телефонов, инфраструктура разрабатывается для того, чтобы предоставить автопроизводителям соответствующие возможности: эффективная разработка и тестирование программного обеспечения, добавление новых функций и возможность постоянно улучшать авто через программное обеспечение.

Что же нам ожидать на этом рынке и насколько весомый вклад может сделать Украина?

Программно-определяемые авто: в чем тренд и преимущества

Автомобили, функционал которых постоянно расширяется и обновляется благодаря интегрированному программному обеспечению, будут определять развитие автомобильной промышленности в течение следующих 5-10 лет. Об этом в своем отчете заявила одна из крупнейших консалтинговых корпораций Deloitte, назвав программно-определяемые авто (Software-Defined Vehicles) "будущей промышленной эволюцией".

За десятилетие концепция программно-определяемых авто превратилась из идеи, в глобальный индустриальный тренд, который можно сравнить с цифровой трансформацией последних лет. Начиная с 2012 года, когда SDV-решения начали внедрять Tesla, десятки ведущих производителей поддержали эту тенденцию. В частности, Renault, Mercedes, General Motors, Ford, Volvo Cars и другие.

Резкий рост количества ПО в авто требует трансформации в сервисно-ориентированную архитектуру, аналогичную смартфонам или персональным компьютерам. От электронных блоков управления (Electronic Control Unit), которые отвечают за конкретную функцию или группу функций в Распределенной Архитектуре (Distributed Architecture), мы переходим к единому центральному компьютеру – HPC (High Performance Computer) и, так называемую, Зональную Архитектуру (Zonal Architecture). На его центральном процессоре, через соответствующее ПО, и будет базироваться весь функционал авто.

Все это будет иметь ряд преимущества как для производителей, так и для водителей:

  • повышение уровня безопасности благодаря системам предотвращения столкновений и помощь водителю;
  • повышение комфорта благодаря умным интегрированным бортовым информационно-развлекательным системам, с такими сервисами, как стриминг видео и музыки и помощниками на базе искусственного интеллекта;
  • более глубокое понимание поведения и состояния автомобиля с помощью удаленного доступа к телематике и диагностики, что позволит проводить более эффективное профилактическое обслуживание;
  • для производителей — это возможность добавлять новые функции с помощью беспроводных обновлений, при этом водителям не нужно посещать сервисные центры.

SDV Cloud Framework: более быстрая разработка, эффективное тестирование и более комфортное вождение

Одной из первых на этом рынке в Украине была компания GlobalLogic. Разработанный ею SDV Cloud Framework, как говорят сами разработчики, "меняет парадигму разработки программного обеспечения, благодаря новым возможностям от провайдеров облачных решений". Это позволяет автопроизводителям эффективнее внедрять обновления, упрощать процесс совершенствования программного обеспечения авто и быстрее добавлять новый функционал.

Разработка специализированных приложений для управления автомобилем с центрального компьютера повышает удобство и функциональность автомобильных систем. Преимуществом такой технологии является возможность использовать одно и то же программное обеспечение между различными моделями автомобилей, расширять функциональные возможности автомобилей с вторичного рынка.

SDV Cloud Framework предоставляет полную инфраструктуру для разработки, интеграции, тестирования и анализа данных, что помогает улучшить продукты на основе поведения пользователей и анализа данных.

Сегодня программное обеспечение авто в основном тестируют на специальном оборудовании и реальном "железе". Однако такой подход является дорогим, требует значительных ресурсов и очень дорогой инфраструктуры, также это вводит сильные ограничения, потому что такие системы являются узким местом процесса. Метод SDV Cloud предусматривает активное использование виртуализации в облаке (так называемые Virtual SoC или Digital Twins), что позволит создавать тестовые сетапы для проверки софтверных компонентов отдельно от железа. Тестирование с помощью виртуализации потенциально способно выявлять более 90% дефектов в программном обеспечении, что является ключевым для скорости тестирования и обратной связи для инженера.

Использование облачных технологий для разработки и тестирования приводит к уменьшению стоимости внедрения программного обеспечения на 30% и ускорению этого процесса до 60%. Это скажется на стоимости конечного продукта, а для производителей такой подход упрощает процесс обновления автомобилей и предоставляет возможность персонализации функционала благодаря алгоритмам искусственного интеллекта. В то же время эффективное использование ресурсов и сокращение времени необходимого на разработку и тестирование ПО значительно ускоряет выпуск новых авто.

Использование SDV подходов и Зональной Архитектуры означает уменьшение себестоимости также и аппаратной части машин. Простой пример. Сейчас в авто более 5 километров и более 100 килограммов проводов. Они нужны для того, чтобы соединять различные блоки управления в единую систему. Уменьшение количества таких проводов, скажем, вдвое, приведет к значительному уменьшению расходов на базовые материалы и обслуживание. Кроме того, это позволит уменьшить вес автомобиля, что в свою очередь снизит расход топлива или увеличит запас аккумулятора. Уменьшение количества компонентов делает изделие дешевле и приводит к снижению стоимости конечного продукта.

Трансформация SDV: экономические выгоды и перспективы для Украины

Развитие SDV отображается во впечатляющих цифрах и прогнозах:

  • По данным компании McKinsey, среднегодовой темп роста рынка SDV оценивают в 9,4%.
  • Исследовательская компания Emergen Research указывает на еще большие показатели, что составят более 19%.
  • С соответствующим прогнозом соглашаются Boston Consulting Group и Всемирный Экономическим Форумом, которые предусматривают, что рынок поставщиков SDV вырастет минимум вдвое.
  • Для сравнения, в сверхпопулярной сегодня сфере искусственного интеллекта этот показатель достигает около 20%.

SDV будет определять будущее автопрома, где программное обеспечение становится ключевым компонентом автомобилей. Это ниша, где Украина имеет широкую экспертизу и специалистов, которые одними из первых предлагают уникальные решения. Украина может стать ключевым игроком в этом трендовом направлении. А это будет способствовать общему экономическому росту.

Бизнес в условиях неопределенности

Большой потенциал SDV тренда открывает новые перспективы и возможности для украинской экономики, но вместе с ними есть вызовы, которые требуют внимания и решения. Проблемы совещания довольно очевидны. Это, например, боязнь крупных компаний заводить бизнес в Украине из-за войны и сложной экономической ситуации. Крупные компании строят свои планы на годы вперед. Поэтому если они видят, что в стране будут риски в течение 3-4 лет, они могут заявить, что готовы работать с компанией только за пределами Украины.

Кроме того, IT-отрасль сталкивается с большими трудностями из-за невозможности выезда команд разработчиков за границу. Иностранные клиенты, как правило, желают проводить личные встречи на своей территории с руководством и разработчиками. Представители GlobalLogic вспоминают, например, что в этом году не имели возможности посетить одну из крупнейших в мире технологических выставок CES 2024 и представить свою разработку лично.

Поскольку SDV-направление очень динамично развивается, важно находиться в эпицентре этого развития, иметь постоянный диалог, как с клиентами, так и другими игроками рынка и это не всегда можно сделать онлайн. Происходит много событий, на которых надо присутствовать лично для обмена опытом и идеями,
– говорит младший вице-президент по инжинирингу GlobalLogic Ukraine Сергей Найда.

Украинские инженеры уже внесли значительный вклад в разработку программного обеспечения для автопрома, но из-за ограничений, теряют перспективу выйти на мировой рынок и стать лидерами в этой области. Лишение возможности участвовать в крупных индустриальных альянсах и выставках ограничивает способность к взаимодействию с международным рынком. Инновации не могут происходить без постоянного взаимодействия с рынком. А сейчас мы не взаимодействуем с ним должным образом, уверены в GlobalLogic.