О необходимости существенного переформатирования системы профессионального образования в Украине министр образования Сергей Квит говорил еще в начале своего пребывания на посту.

Проект Закона о профессиональном образовании № 3231, предложенный Кабинетом министров Украины, обсуждался со специалистами, и, наконец, попал для ознакомления в ВР 8 октября текущего года. Его появление специалисты называют положительным и нужным явлением. Но относительно содержания есть ряд вопросов.

Необходимость принятия этого закона уже перезрела. Закон о профессиональном образовании у нас датируется 98 годом. Скоро уже 20 лет. Тогда страна была в совершенно иных экономических и социальных условиях. Сама идеология закона не соответствует сегодняшним реалиям. Поэтому сам факт разработки законопроекта является вполне позитивным,
— отметил в комментарии сайту "24" директор Департамента развития трудового потенциала и корпоративной социальной ответственности Федерации работодателей Украины Родион Колышко.

По его словам, в сегодняшних условиях развитие экономических и производственных отношений показывает, что во многих сферах разница между высшим и профессионально-техническим образованием размыта. Даже такие рабочие профессии как тракторист-комбайнер сегодня в привязке к современной технике, которая оборудована компьютерными комплексами, станциями GPS, требуют от работника рабочей профессии знаний, которые присущи высшему образованию.

Как объяснили в комментарии сайту "24" в Институте профессионально-технического образования Национальной академии педагогических наук, в 2011 году кардинальной инновацией в образовании стало создание и принятие Национальной Рамки Квалификаций (НРК). Она практически направлена на идентификацию европейским сообществом образования и профессионального обучения Украины как равного партнера и, таким образом, введение образования нашего государства к европейскому образовательному пространству.

Но сама по себе НРК работать не может. Она требует, во-первых, разработку профессиональных стандартов и квалификаций в соответствии с общепринятым представлением о их содержание и качество. Во-вторых, создание и принятие закона о профессиональном образовании, который соответствовал бы вызовам и требованиям современности,
— отметила директор Института ПТО Валентина Радкевич.

Изменения в управлении

Законопроект № 3231 предусматривает изменения в управлении профессиональным образованием путем делегирования этих функций местным органам исполнительной власти и местного самоуправления. Предусматривается создание в каждой области Украины совета стейкхолдеров профессионального образования — это координационный орган по вопросам определения и внедрения государственной и региональной политики в сфере профессионального образования. В них будут входить представители учреждений профтехобразования, местной власти, местного бизнеса и индустрии, они будут определять, какие профессии нужны, что нужно развивать, и иметь возможность и полномочия объединять мелкие однопрофильные учреждения в крупные однопрофильные. Правительство надеется, что таким образом из большого перечня учреждений профессионально-технического образования останется несколько десятков крупных заведений, которые ориентируются на рынок труда и перспективы развития украинской индустрии.

Но в Институте ПТО отмечают, что целесообразность введения этих советов не понятна, поскольку для обозначения круга заинтересованных лиц более приемлемым является термин "социальные партнеры".

В Федерации работодателей указывают на недостаточность полномочий советов стейкхолдеров.

Дисбаланс наблюдается между набором управленческих полномочий министерства в сфере профессионального образования и тенденцией к децентрализации власти в нашем государстве. Если мы говорим о передаче полномочий регионам, то необходимо поддерживать регионы, и в этом плане использование отдельных механизмов, о которых министерство много говорит, так называемые совета стейкхолдеров, это хорошо, но если посмотреть на полномочия и статус этих органов, они недостаточны для того, чтобы переносить управление профессионального образования на местный уровень,
— заметил Родион Колышко.

По мнению эксперта, с одной стороны, министерство стремится избавиться от лишних управленческих функций как утверждение сметы на приобретение учебника. С другой — оно оставляет за собой вопрос назначения руководителей учебных заведений, или согласования их назначения, что тоже вызывает определенное сомнение относительно действенности и действительного стремления государства децентрализовать эту сферу.

Как избавиться от старого и создать новое

Законопроект предусматривает, что в состав системы профобразования войдут учреждения профессионального образования всех форм собственности. Но не ясно, каким должен быть четкий порядок действий, как именно избавляться от старых учебных заведений и образовывать новые.

Не понятным в законопроекте является вопрос структуры самой сети. Сегодня в Украине более 900 заведений в сфере профессионально-технического образования.Если добавить к ним еще более 400 бывших учебных заведений І—ІІ уровня аккредитации, а также какое-то, пока неизвестное, количество частных учебных заведений в этой сфере — получаем очень громоздкую систему, которая не может быть управляемой. Любое финансирование такой системы будет незаметным. Вопросы оптимизации структуры становится очень остро, и на него законопроект ответа не дает,
— подчеркнул Колышко.

4 типы учреждений

Законопроект предусматривает оставить 4 типа учебных заведений профессионального образования:

региональный центр профессионального образования — осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации младших специалистов и квалифицированных рабочих;
профессиональный колледж — для разноуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации младших специалистов и квалифицированных рабочих;
профессиональный лицей — для разноуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих;
центр профессиональной подготовки — может создаваться как юридическое лицо или без такого статуса (в составе предприятий, учреждений, организаций) и реализует стандарт профессионального образования для подготовки, переподготовки и повышения квалификации квалифицированных рабочих.

Каждый из типов заведений может иметь собственные образовательные программы, обучать безработных.

Сейчас в законодавстстві точно больше 15 вариантов учебных заведений в сфере профессионально-технических заведений. Сейчас их планируется свести к 4, и то — это много, с нашей точки зрения. Разница между лицеем и колледжем достаточно условная и несколько искусственная,
— заметил Колышко.

А создание региональных многопрофильных центров в Федерации работодателей считают "мифическим".

Мифическая структура, которая называется "многопрофильный региональный центр профессионального образования", для нас выглядит совершенно странной. Даже если принять эту концепцию, не понятно, каким образом создавать такие центры. Это же не конструкторы "Лего", из которого раз-два составили домики — и вышел региональный центр. Это серьезная кропотливая работа по ликвидации существующих учебных заведений, образования новых, набора персонала, увольнение старого персонала. На все эти вопросы законопроект ответа не дает,
— подчеркнул Колышко.

О доплате преподавателям не позаботились

Директор Института ПТО подчеркнула, что законопроектом не определена предельная учебная нагрузка преподавателя на ставку.

По аналогии с Законом Украины "О высшем образовании" эксперты Института предлагают установить максимальную учебную нагрузку для педагогических работников учреждений профессионального образования в размере 720 часов на ставку. При превышении этого количества часов, преподавателю должны выплачиваться дополнительные средства за перевыполнение в процентном соотношении к ставке. Например, преподаватель выполнил за год 864 часа, тогда оплата рассчитывается следующим образом: 864:720=1,2. То есть ставка заработной платы умножается на коэффициент 1,2, и ежемесячная заработная плата соответственно увеличивается на 20%.

В проекте Закона это предложение не учли и отнесли ее к полномочиям центрального органа исполнительной власти, которым на данный момент является Кабинет Министров Украины. А как показывает практика, то, что не закреплено в законе, может быть проигнорировано,
— отметила Валентина Радкевич.

Образовательные уровни

Законопроект предусматривает 5 образовательно-квалификационных уровней, получение которых устанавливает профессиональный степень: квалифицированного рабочего (с первого по четвертый) или младшего специалиста (пятый).

В Институте ПТО предлагают также исключить положение относительно государственных требований к содержанию профессионального образования, поскольку это существенно ограничивает автономию профессионального учебного заведения.

Следует сохранить государственные требования к результатам обучения и предоставить учреждениям право обеспечивать гибкость учебного процесса,
— отметила Радкевич.

Работодатели будут влиять на качество профобразования

Законопроект будет способствовать интеграции сферы производства и сферы образования, — убеждены в Институте профобразования. Им впервые декларируется создание образовательных стандартов и программ исключительно на требованиях профессиональных стандартов, то есть в их основу полагаются требования относительно профессиональной деятельности на рабочем месте. Законопроектом предоставляется право учебному заведению создавать программы и осуществлять профессиональную подготовку по отдельным (в том числе, короткими индивидуальными) программам на заказ. Эти положения будут способствовать интенсификации сотрудничества работодателей со сферой образовательных услуг.

В Федерации работодателей также отмечают хорошую возможность влияния работодателей на связь профессионального стандарта по образовательным.

Мы как работодатели благодарны за то, что законопроект весьма существенно качественно меняет возможности нашего участия в определении содержания профессионального образования. Начиная от прямого связывания профессионального стандарта, который мы определяем как требования работодателя к работнику на рабочем месте, с образовательным стандартом, и продолжая участии работодателей в советах стейкхолдеров на региональном уровне плюс дополнительные возможности участия в определении содержания образования, контроля качества,
— пояснил эксперт.

Когда профобразование изменится

Эксперты считают, что законопроект надо будет дорабатывать. Но в целом его поддерживают.

Мы поддерживаем его с целью, чтобы он как можно скорее попал в парламент, и можно будет работать с текстом. Поэтому насколько будет устраивать и нас, и депутатов тот текст,который появится в конце нашей работы — это вопросы,
— заметил Колышко.

Эксперт считает, что говорить о том, что законопроект будет проголосован до конца ноября или даже до конца года — слишком оптимистично. И необходимости в спешке нет.

Страна каким-то образом живет, люди учатся и выходят на рынок труда, то от того, что мы поработаем над законопроектом дополнительные пару-тройку месяцев, ничего в стране не изменится. Я бы не спешил. Но это если не вмешается в эти расклады "политическая целесообразность",
— подытожил Колышко.

Читайте также: Советы, которые помогут заработать деньги