В апреле 2015 года был принят закон № 329-VIII "О рынке природного газа". А 30 ноября вступили в силу постановления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, которые регулируют работу газового рынка и позволяют, собственно, действовать новому закону. Это Кодексы газотранспортной и газораспределительной систем, Кодекс газохранилищ и Правила поставок природного газа потребителям. 1 декабря опубликованы и вступили в действие типовые договоры транспортировки, хранения, распределения и поставки потребителям природного газа.

Новым законом предусматривались преимущества на газовом рынке для потребителя. Главные – прозрачные тарифы и возможность самим выбирать компанию-поставщика газа. При этом, меняя поставщика, потребитель не должен уведомлять об этом компанию-оператора газораспределительных систем (облгазы). Облгазы теряют свое монопольное положение и не влияют больше на выбор поставщика. Но на деле все несколько не так. О камне преткновения сайту "24" рассказали сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич и энергетический эксперт Мария Яковлева.

Читайте также: Социальная цена на газ: как платить меньше

Новые вопросы транспортировки

Главная новинка газового закона в разделе полномочий по транспортировке газа и его непосредственной продажи. По словам Дмитрия Марунича, это так называемый третий европейский энергопакет. Он требует отделения транзитной составляющей от сбыта. В этом законе более детально прописали эту логику: раньше был облгаз, а теперь должно быть две компании – одна транспортирует, вторая продает. Поэтому согласно закону, потребитель теперь должен заключать два договора: на поставку газа и его транспортировку, с отдельными компаниями.

Мария Яковлева подчеркнула, что это ограничивает потребителя в его праве выбора. Ведь не все захотят заморачиваться с перезаключением договора, а многие люди – и не поймут, что именно нужно делать и зачем.

Кроме того, это противоречит норме закона – статье 19, где заказчиком транспортных услуг может быть любой из участников рынка. Надо было дать возможность потребителю выбирать, или он самостоятельно заключает договор, или поручает это поставщику,
— уточнила эксперт.

Платить по-новому

Но новые договоры – это "цветочки", по сравнению с тем, что новые газовые правила опять залезут в карман к украинцам. Ведь за новую услугу по транспортировке газа снова придется платить.

Как пояснила Мария Яковлева, на сегодняшний день потребитель платит за фактически потребленный объем. Есть тариф на транспортировку, он умножается на фактически потребленный объем газа, и это сумма к уплате. Согласно кодексу газораспределительной системы теперь потребитель и бытовой и не бытовой (промышленные компании) будут платить не по тарифу, а абонплату по типу размера счетчика.

У нас есть счетчик, у которого есть максимальная пропускная мощность, которая фактически не соответствует реалиям и может отличаться в 5,6,10 раз от вашего реального потребления. И вот будет браться максимальная пропускная мощность вашего счетчика, каким образом будет высчитываться абонплата, и вы не в зависимости от того, потребляете газ или нет, каждый месяц будете платить ту же самую сумму,
– пояснила Яковлева.

Конечно, о справедливости здесь и не говорится. Ведь в жилых домах в одинаковых квартирах с одинаковым составом семьи могут стоять разные по типу счетчики. И те, у кого больше счетчик, с большей пропускной способностью, будут платить больше. Ведь ранее потребители никогда этим вопросом не занимались, тип счетчика всегда выбирала компания, которая его устанавливала.

А вот промышленные предприятия, которые находятся "на трубах" газораспределительных предприятий будут переплачивать за транспортировку газа еще больше. По словам Яковлевой, например, столичный завод "Оболонь" подсчитал, что будет переплачивать за транспортировку газа в 6-9 раз больше.

Считать и пересчитывать

Постановления вступили в действие, и теперь, согласно закону, каждому потребителю газа должна быть начислена сумма оплаты за голубое топливо по новой схеме уже в следующем месяце. Но насколько быстро с этим справятся компании, транспортирующие газ – неизвестно. Так же не ясно, насколько готовы обслуживающие коммунальные предприятия к расчетам по-новому.

О перспективе

В перспективе этот закон вводит конкуренцию на рынке поставок газа, которой сейчас нет. По законам конкуренции цена должна упасть. Но эксперты выражают сомнение, что это произойдет.

Наша страна значительную часть газа импортирует, и поэтому цена будет привязана в значительной степени импортного паритета. Даже если появятся другие компании, чем облгазы, на цене это существенно не отразится, потому что негде купить более дешевый газ. Нет предпосылок к тому, что поступят миллиардные инвестиции, Украина набурит новые скважины, появится много газа и он подешевеет,
— пояснил Дмитрий Марунич.

К тому же, распределены облгазы тоже будут требовать игру по рыночным правилам, и рыночный тариф на распределение газа и транспорт газа, которые сейчас не являются экономически обоснованными. Что также приведет к тому, что повысится тариф для конечного потребителя, как для населения, так и промышленных предприятий.

По словам эксперта, пока что этого не происходит, потому что тарифы устанавливает НКРЭ и не повышает их, что убивает экономику газораспределительных компаний. Потребитель этого не чувствует, но страдают работники этих компаний: они работают с трехдневным графиком работы и просто не дополучают зарплату, из-за чего возникает напряженная ситуация в ряде регионов страны.

Зачем меняли правила

Возникает вполне логичный вопрос – зачем тогда меняли газовые правила игры? Ответ прост : потому что это исполнение прямого требования Соглашения об ассоциации. Третий энергопакет действует в Евросоюзе. Но вот зачем он нужен Украине в таком виде и с такими мороками – не очень понятно.

Я не понимаю, зачем его в таком пожарном порядке внедряют в Украине. Одно дело – потребитель в Швеции, другое – в Украине. Там газ стоит 1600 евро за тысячу кубических метров. Но там такие доходы, что они могут платить. А с нашим уровнем доходов и неизбежным ростом тарифов не все наши люди смогут платить. Пойдут за субсидиями. А кто их не получит – будет иметь долги, пойдет рубить дрова,
— сказал Марунич.

Однако впадать в панику также не стоит. В конце концов, пока что система субсидий действует, что поможет наименее состоятельным все-таки платить за газ. К тому же, как отмечает Мария Яковлева, вторичное законодательство ( те же постановления НКРЭ) не должно противоречить основному закону. А оно противоречит. Поэтому, считает эксперт, участники рынка и потребители будут подавать в суд, оспаривать эти кодексы, и будут иметь все шансы остановить их действие.

Чиатйте также: Платные газораспределительные сети: реформа или новый "оброк"?