Что произошло
В начале 2025 года ряд западных компаний – среди них McDonald's, Chanel, Rolex – обновили свои торговые марки в России. Это вызвало волну сообщений о возможном возвращении бизнеса. Почему так происходит, рассказывает 24 Канал.
Смотрите также Россия зовет обратно: спешат ли иностранные компании возвращаться
По заявлениям самих компаний, это – юридическая профилактика, которая не означает фактического возвращения на рынок. В частности, McDonald's четко отметил, чтоне возобновляет деятельность в России, а обновление торговых марок – это стандартная юридическая практика для защиты бренда.
Кто реально вернулся или остался
Subway, PepsiCo, Lindt, Nestlé – среди тех, кто не ушел полностью, а работает через франшизу или ограниченное представительство.
По данным Leave-Russia.org, на апрель 2025 года:
- 1 640 компаний до сих пор ведут деятельность в России,
- 1 176 компаний ограничили деятельность,
- более 1 000 компаний полностью ушли с рынка.
Почему возвращение – не будет простым
Даже если бренд хочет вернуться, Россия не очень спешит их принимать и ввела ограничения:
- продажа активов возможна только с большим дисконтом;
- покупатель должен быть одобрен властями;
- нужно доказать "благонадежность" и лояльность к условиям войны.
Поэтому, несмотря на громкие заголовки о "возвращении брендов в Россию", на практике речь скорее о юридических шагах, чем о реальном присутствии. А вот возвращение, если и произойдет, потребует от компаний согласиться с политическими, моральными и репутационными рисками.