Не соответствует Конституции: что не так с законопроектом о повышении налогов

9 октября 2024, 13:41
Читати новину українською

Главное юридическое управление Верховной Рады проанализировало законопроект №11416-д, предусматривающий повышение ставок военного сбора и других налогов. Как оказалось, некоторые его положения не соответствуют Конституции Украины.

Что не так с законопроектом о повышении налогов

Отдельные положения о повышении налогов не только не соответствуют Конституции, но и не согласуются с законами Украины, говорится в заключении управления относительно поданного ко второму чтению текста вышеупомянутого законопроекта.

Читайте также: Получат ли украинцы компенсацию за повышение налогов

В частности, повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5%, которое планируется в случае принятия законопроекта в текущей редакции с 1 октября 2024 года, противоречит статье 58 Конституции. Эта статья определяет, что законы не могут иметь обратное действие.

В Главном юридическом управлении в крайне сжатые сроки осуществлена юридическая экспертиза подготовленного ко второму чтению Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики одноименного законопроекта и, по результатам экспертизы, отмечаем о том, что его отдельные положения не соответствуют Конституции, не согласуются с законами Украины и не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Украины,
– говорится в заключении юристов.

Законопроект имеет несколько проблем, которые отметили в юридическом управлении:

  1. Во-первых, введение авансовых взносов по НДФЛ, налога на прибыль предприятий и военного сбора без учета переплат нарушает принцип равенства налогоплательщиков.
  2. Во-вторых, определение авансового взноса для обменников по налогу на прибыль в евро противоречит конституционному статусу гривны как денежной единицы Украины.
  3. В-третьих, некоторые положения не соответствуют требованиям Конституции относительно юридической определенности и предсказуемости закона.
  4. Юристы также критикуют повышенную ставку сбора для всех физлиц, а также изменения относительно минимального налогового обязательства для владельцев сельскохозяйственных земель. Последняя норма также нарушает распределение полномочий между ветвями власти.