О назначении нового руководителя АМКУ
Виктория Пташник рассказала, что уже больше года как Антимонопольным комитетом руководит исполняющий обязанности глава АМКУ, потому что действующей власти не хватает политической воли или политической договоренности о назначении кандидатуры на эту должность.
Дискуссии происходят потому, что этот орган должен развивать конкуренцию и отвечать за развитие экономики страны в целом. Этот орган должен быть независимым от политических сил и органов власти,
— отметила Пташник.
Также она добавила, что опасается очередного политического назначения. То есть, когда политические силы придут к консенсусу относительно кандидатуры и только тогда начнется процесс представления. А согласно действующему законодательству, эта схема должна выглядеть так: премьер-министр делает представление, вносится кандидатура на должность главы АМКУ, затем эта кандидатура рассматривается на заседание профильного комитета и при согласовании этой кандидатуры голосование выносится в сессионный зал.
Про изменение штрафных санкций
"К сожалению, очень нередки случаи, когда Антимонопольный комитет налагает штрафные санкции в размере миллионов гривен, а затем после судебного разбирательства снижает их до нескольких тысяч гривен. Но как так может случиться, что миллион превращается в 30 000 гривен?" – отмечает Пташник.
Для того, чтобы избежать таких ситуаций Пташник предлагает внести изменения в законодательство, чтобы предоставить полномочия судам самостоятельно менять размер штрафных санкций в рамках действующего законодательства. Ведь эта процедура в Антимонопольном комитете происходит непрозрачно.
Цены на продукты перед Пасхой
По словам Виктории Пташник, у законодательства есть все необходимые рычаги влияния на субъекты хозяйствования, чтобы они не повышали цены на продукты до какого-то события или праздника. Например, сейчас наибольшей популярностью пользуются яйца и мука. Почему обычные граждане не почувствовали снижение цен - это вопрос к комитету, как регулятора.
"Антимонопольный комитет – это орган, который должен отвечать за то, чтобы прекратить эти нарушения. У него есть механизмы: наложение штрафных санкций до 10% от годового оборота компании. Здесь надо просто активнее работать и при наличии нарушения – открывать дело и налагать соответствующие санкции", – добавила гостья.
Про полномочия АМКУ
Антимонопольный комитет не может быть фискальным органом, отметила Виктория Пташник.
Потому что природа этого органа - развивать конкуренцию, а не наказывать и налагать санкции, заставляя объектов хозяйствования уходить с рынка. Это не карательное ведомство. Основная функция органа - развивать конкуренцию, не допускать нарушений, если оно случилось - прекрати это нарушение, а не наполнять бюджет за счет объектов хозяйствования,
– объяснила Пташник.
Бизнес и антимонопольный комитет
Бывают случаи, когда расследование Антимонопольного комитета затягиваются на годы, это создает неприглядную атмосферу для развития бизнеса. Потому что объекты хозяйствования постоянно вынуждены отвечать на запросы от комитета, при чем иногда и по несколько раз. В таком случае никто не может спокойно себя чувствовать на рынке.
"Тем более комитет не публикует полностью свои решения. Это приводит к тому, что субъекты хозяйствования не понимают, что такое "нарушение". Они не могут анализировать свою деятельность, учиться на практике. Ибо только тогда, когда деятельность комитета будет прозрачной, когда решения будут публиковаться в полном объеме, когда субъекты хозяйствования будут понимать принципы наложения штрафов, тогда инвестиционный климат будет намного привлекательнее", – отметила Виктория Пташник.
Про реформы в АМКУ
В любой реформе важны законодательные изменения, но они невозможны без имплементации.
"Через комитет проходят все решения органов государственной власти или соответствующее решение не создает дополнительные барьеры для входа на рынок. Если взять рынок авиаперевозок, для примера, то председатель Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк, захотел ввести свои правила. Я не понимаю, почему комитет не видит в этих правилах барьер. Это фактически лобби одной компании. В правилах предусмотрено, что чартерными рейсами может заниматься только государство или физическое лицо, которое имеет украинское гражданство. А почему не иностранец?", – отмечает Пташник.
Отсюда – высокие цены на билеты и некачественные услуги. Потому что если на рынке одна компания – ей незачем бороться за своего потребителя, ей не нужно становиться лучше.
Прозрачность деятельности комитета
Виктория Пташник инициировала законопроект, который вводит в обязательном порядке публикацию решений Антимонопольного комитета.
По ее словам, это лишь первый шаг. Есть много вопросов, которые еще нужно решать. Сюда относится и вопрос о структуре Антимонопольного комитета, которую нужно пересмотреть, поскольку она не соответствует европейским практикам. Сама структура уже закладывает в себе коррупционные элементы.
Публикация решений – это шаги к прозрачности деятельности. Это позволит предупредить коррупционные схемы, и, конечно, позволит осуществлять общественный контроль за деятельностью органа,
– добавила Пташник.
Больше о деятельности Антимонопольного комитета – смотрите в актуальном интервью.