Наталья Шмигельская, основательница холдинга "Асторг", компании "Укрптицесервис", ТМ "Готово", вместе с семьей провела полгода во Флориде, городе Сарасота. За это время она успела оценить плюсы и минусы местной жизни как для семейных будней, так и условия для ведения бизнеса. Эксклюзивно с 24 каналом Наталья поделилась своими наблюдениями и рассказала о главных отличиях бизнес-климата в Украине и США.

Читайте также: Зеленский и бизнес: чего боятся и на что рассчитывают украинские предприниматели

1. Налоги, налоги и еще раз налоги

Во-первых, налоги в США платят все. И когда формируется цена на любой продукт, то это учитывается. При выплате налогов маржа позволяет зарабатывать, что является ключевым отличием: налогообложение не стимулирует бизнес идти "в тень". В жизни это проявляется следующим образом. Например, продукты питания в разы дороже, чем наши, и с бизнес-точки зрения, очевидно, что в стоимость заложена маржа, которая позволяет платить налоги, зарплаты и развиваться.

Компании в США выплачивают один федеральный налог один раз в год. Соответственно, это упрощает бухгалтерские подсчеты: подобные специалисты работают на аутсорс и не привлекаются подсчетам ежемесячно, как у нас. В американских компаниях нет бухгалтерских отделов, есть менеджеры и сотрудники, которые непосредственно создают продукт. Таким образом, энергия бизнесмена идет на развитие дела, а не тратится на то, как "приструнить" ежемесячные бухгалтерские сведения.

Человек может заниматься предпринимательством всю жизнь, и у него не будет никакой налоговой проверки. Исключение: если существенное расхождение образа жизни и декларируемых доходов, то есть очевидно грубое нарушение закона. Проверки также могут быть, если официальная заработная плата ниже прожиточного минимума. Возникает логичный вопрос "Откуда деньги на проживание?". В Америке налоги имеют большую (я бы сказала даже "сакральную") важность для общества и такое отношение культивируется государством.

Федеральный подоходный налог выплачивают все компании. Ставка рассчитывается по одинаковому принципу, составляет от 15 до 39%, в зависимости от уровня дохода.

Шмігельська
Наталья Шмигельская

2. Кредитование

У каждого есть кредитная история и доступ к "дешевым" кредитам, что позволяет легко одолжить деньги под перспективную идею, а бизнес может без проблем получить оборотные средства.

3. Судебная система

В США заключено соглашение "стоит той бумаги, на которой написано", потому что имеет реальную силу. В судебных разбирательствах закрепленные договором соглашения имеют неоспоримое вес. Соответственно, совсем другое отношение к процессу подписания договоров. Все осознают последствия нарушений обязательств, и дает стабильность контрактов. Бизнес может на это опереться.

Например, в вопросах аренды сроком на 5 лет арендатор обязан выплачивать аренду, даже если он решил переехать и тому подобное. Владелец защищен и уверен в будущем, бизнес-партнерство от этого тоже в выигрыше.

Читайте также: Выживут только лучшие: что дает евроинтеграция для украинской торговли

4. Бизнес-климат

С одной стороны, американский рынок – очень большой. Ты можешь удачно стартовать и попасть на волну спроса. Но риск банкротства присутствует, если бизнесмен не сможет выполнить заказ-обязательства от сети ритейлера при росте спроса на свой продукт – там очень большие штрафы в такой ситуации, которые могут просто убить бизнес. Но в то же время, например, выход продукта на Amazon (если есть возможность подобных продаж) минимизирует подобные риски. Хотя здесь свои нюансы.

Кроме того, что сначала непросто угадать потребность в продукте, далее также сложно достучаться до своего потребителя. Придется очень хорошо вложиться в маркетинг, потому что в Штатах начинающих и предлагающих бизнесменов десятки миллионов. Рынок ритейла совсем закрыт для "новичков", и принимает только тех, кто оправдывает свой потенциал большого риска и репутацию надежного партнера.

Еще важный фактор ведения бизнеса в США: большая конкуренция. Туда съезжается весь мир в желании завоевать этот рынок. Но, конечно, большая конкуренция не умаляет большие возможности при таком количестве населения и его платежеспособности.

Бізнес у США
В США успехом считают даже маленькое собственное дело

В Америке желание зарегистрировать фирму не грозит получением дополнительных разрешений. Там максимально упрощен бюрократический процесс. Все компании плюс-минус находятся в равных условиях.

Однако я считаю ключевым фактором благоприятного бизнес-климата в Штатах именно налоговое взаимодействие. А в наших управленцев это отбирает очень много энергии и ресурса. Наш бизнес больше думает о безопасности, чем о развитии. Если приходит запрос на финпроверку, то управленцы сосредотачиваются исключительно на этом. Со стороны налоговых органов такие проверки часто похожи на манипуляцию. Напомню, в США общения с бухгалтером носит редкий эпизодический характер в силу одноразового годового налога.

5. Стоимость бизнеса

Стоимость бизнес-активов в нашей стране сильно занижена. В США наоборот: компании в 5-7 сотрудников могут стоить до полумиллиона долларов. Маленький и средний бизнес очень успешно продается (отчасти потому, что дает возможность получить грин-карту). Развивая компанию, ты понимаешь, что можешь ее продать и получить очень хорошие деньги. Например, небольшое производство даст миллиона долларов.

В нашей стране ты зарабатываешь, пока работаешь, потому что тратишь деньги на развитие, чтобы окупиться. Собственно бизнес в Украине продать практически невозможно. Шанс продажи есть только на растущем рынке, если компания открыта и интересна иностранным инвесторам. В США, даже создав убыточную компанию, ты можешь ее продать. И эта особенность американского рынка очень привлекательна для бизнеса.

Читайте также: Украина и Канада: какие на самом деле отношения между странами

6. Клиент всегда прав, покупатель надежно защищен

В США потребитель может купить товар и вернуть его в течение месяца, неважно сломал он его испачкал тому подобное. Конечно, бизнес от этого очень страдает и процент возвратов включен в стоимость. Многие покупатели этой возможностью пользуются недобросовестно, однако, закон всегда на стороне потребителя. Такой подход очень отличается от наших условий продаж: вернуть товар можно в течение 2-х недель со дня покупки и товар должен быть в первозданном виде.

Покупатель в США защищен также наличием огромного количества сертификатов и разрешений. Сертификат USDA Organic, например, получает исключительно 100% органическая продукция. Никто не будет "шутить" с подделкой документов. Потребитель может быть уверен в качестве продукции, которая прошла контроль и получила сертификат. Детская косметика проверяется и совсем уж скрупулезно и изобилует наличием всевозможных сертификатов – это я уже знаю, как мама.

Читайте также: Украинец, который подсадил американцев на греческий йогурт

7. Разница менталитетов

Ведение бизнеса очень приветствуется в Штатах. Есть много льготных программ и сервисов, которые касаются оборудования и обслуживания. Даже само понятие "бизнесмен" – это повод для гордости в США. В Штатах каждый стремится заработать самостоятельно, часто привлекая 2-3 друзей. И это уже у них считается бизнесом. Очень много таких примеров в сегменте сервисных услуг.

В США дети учатся зарабатывать еще со школы. Два мальчика (один из которых ребенок моих знакомых), будучи школьниками, заработали деньги на автомобиль Maserati. Этих ребят часто приглашают на выступления в школах, где они делятся опытом. О них отзываются восторженно, такой подход к жизни очень поощряется американскими родителями.

Для сравнения – в нашей стране очень спорная мысль со стороны родителей к желанию детей продавать что-либо или пытаться заработать. Например, сын моей знакомой напечатал "календарики" и предложил в школе купить их. Мама ребенка была срочно вызвана в школу "на ковер". Это назвали "спекуляцией" и отвлечением от учебного процесса. Было много морализаторства и осуждения. Но мама поступила грамотно. Она сказала сыну, что школа – это территория того "осуждающего" учителя, и он не может нарушать правила. Но вне школы – он волен делать, как считает нужным. Я считаю, что мама поступила мудро. Но большинство родителей осудили бы ребенка, не так ли? Я веду к тому, что наше общество еще не готово к бизнесу ментально и нам надо еще над этим работать.

Мікаела підприємиця зі США
Американская школьница Микаэла Ульмер начала с продажи лимонада и заработала миллион

Еще немного о логистике

В заключение хочу еще отметить, как здорово у американцев работает логистика. Служба доставки оперирует короткими сроками: деньги списываются с карты и товар доставляется всегда под дверь (застрахованный, кража строго карается законом). Это очень удобно для производителя: нет нужды разбираться с наличными клиента и тратить ресурсы на коммуникацию с курьерской службой. Возвращение аналогично забирают у двери. В нашей стране взаимодействие потребитель-поставщик пока еще так не упрощенная, но я думаю, что это вопрос времени.

И об американском гостеприимстве

И в двух словах развею стереотипное восприятие американских улыбок как фальшивых и дежурных. На самом деле они очень приветливые, улыбчивые, но тем не менее придерживаются личностной границы. Американцы искренне рады мимолетным разговорам и случайным встречам, но не более того – в личное пространство приглашают далеко не каждого. Я считаю, что это более адекватный подход к жизни, чем хранить хмурое выражение лица и не здороваться с соседями. Отзывчивость у американцев в крови, как и прагматизм, концентрация на своих задачах. И этому стоит у них поучиться. Но готовность американских бизнесменов делиться знаниями на порядок уступает отзывчивости украинцев. В нашей стране чаще и охотнее, чем в США, готовы оказать помощь в бизнес-вопросах.