Собственное мнение о переходе школы на онлайн-обучение и причины, почему это может не удаться, выразила заместитель министра цифровой трансформации Яника Мэрило изданию Образовательный портал.

Важно Ученики могут не вернуться в школы с сентября: власти не исключают дистанционное обучение

По ее словам, быстро перейти всем школам не получится, и это может создать еще больше вреда для учеников, чем пользы.

Причины, почему школы не готовы к онлайн-обучению

  • Не все школы оборудованы компьютерами. К тому же, большинство еще и не имеет нужного доступа к интернету, со свободным доступом для всех учителей.
  • Не все учителя имеют достаточный уровень цифровой грамотности.
  • В интернете нет многих важных материалов для обучения, а перевод обычных уроков из офлайна в онлайн требует хорошего умения пользоваться компьютером и намного больше времени.
  • К тому же, нет единой среды обучения и стандартов. Поэтому часто случается так, что один урок проходит в Zoom, второй в Skype, третий – еще где-то, и это создает хаос для учеников и учителей.
  • Не все школы имеют электронные дневники и умеют ими пользоваться. К тому же, пока не отменили требование вести вручную часть отчетов, а это двойная работа.
  • К сожалению, учителя не могут положиться на родителей, которые тоже работают.
  • Также важно учитывать фактор общения с детьми. Ученикам может не хватать общения с преподавателем, возможности задать вопрос в своем темпе и тому подобное. А что будет с теми детьми, которым скучно на уроке, даже трудно представить.
  • Общения, контроля и мотивации очень не хватает дистанционному обучению. К тому же, для детей школа – это еще и развитие социальных навыков, которые в онлайне они не получат.

Как перейти на обучение-онлайн: с чего начать

Яника Мэрило считает, что стоит поэтапно начинать переходить на электронное обучение, при этом еще некоторое время поддерживая обычное.

Начать с базовой готовности:

  • Дать школе доступ к интернету и обеспечить им всех учителей.
  • Научить всех преподавателей цифровой грамотности на одинаковом и достаточном уровне.
  • Создать одну среду электронного дневника и уроков по принципу Prozorro и eHealth – это центральный компонент, где хранится информация и интерфейсы различных систем.
  • Составить единые материалы обучения и среды поддержки для учителей.

И только тогда стоит говорить о полном переходе, как это сделала Эстония. Так, в этой стране уже более 10 лет во всех школах существуют электронные дневники, всем обеспечен доступ к интернету и компьютерам.