Новая редакция положения существенно расширяет возможности учреждений специального образования для удовлетворения потребностей детей и оказания помощи учителям во время работы в инклюзивных и специальных классах.

К теме Как в школе создать инклюзивный класс: пошаговая инструкция для директоров

Что изменится

  • Психолого-педагогические и коррекционно-развивающие услуги в специальных школах смогут получать даже те дети, которые учатся в других заведениях или не учатся вообще.
  • Также предусмотрена возможность консультирования родителям этих детей и обычным школам и садикам, в которых учатся дети с ООП.
  • Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития могут получать профильное среднее образование в спецшколе. Для этого в заведении, при наличии соответствующей учебно-материальной базы, могут создавать 12 и 13 классы.
  • Специальная школа может иметь в своем составе филиалы и пансион как структурные подразделения. Школы смогут предоставлять реабилитационные услуги на основании лицензии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе и на осуществление медицинской практики).
  • В классах для учащихся с умеренными нарушениями интеллектуального развития, с расстройствами аутистического спектра и в начальных классах для детей со слепотой и глухотой будут работать ассистент учителя и ассистент воспитателя группы продленного дня.

В положении теперь закреплено, что специальная школа является учреждением общего среднего образования, а не институциональным учреждением и подчиняется Министерству образования и науки.

Какие услуги появились в специальных школах

Интересно, что отныне в специальной школе могут проводить:

  • массаж;
  • аппаратную физиотерапию;
  • предоставлять услуги по ранней реабилитации для детей с инвалидностью дошкольного возраста;
  • занятия по лечебной физкультуре;
  • физической терапии;
  • ритмике;
  • социально-бытовому ориентированию;
  • ориентированию в пространстве.

Кроме того, в школе появилась возможность проведения занятий по коррекции и развитию психофизических функций с использованием элементов: кинезиотерапии, анималотерапии, арт-терапии, трудотерапии, эрготерапии, ароматерапии, монтессори-терапии и др.

Что могут ввести учебно-реабилитационные центры

В то же время учебно-реабилитационные центры теперь имеют право:

  • проводить для учителей школ, инклюзивно-ресурсных центров и родителей семинары, тренинги, стажировки, мероприятия по повышению профессионального мастерства и тому подобное;
  • создавать возможности для прохождения практики соискателями профессионального и высшего образования соответствующих специальностей;
  • обеспечивать обучение для лиц с особыми образовательными потребностями, не имеющих сложных нарушений развития, через создание отдельных классов.

К слову, в МОН сообщили, что на инклюзивном обучении в школах Украины находятся более 25 тысяч детей. Сейчас действуют более 18 тысяч инклюзивных классов. Также в девять раз увеличилось количество ассистентов учителей (теперь их более 19 тысяч).