Условием создания инклюзивной среды в школе являются ученики, которым нужна поддержка, а также подготовленный персонал. И не менее важным условием является наличие достаточного финансирования и материально-технической базы.
К теме Надбавка учителям и уменьшение рабочих часов: нововведение об организации инклюзивного обучения
Организация инклюзии в школе должна быть представлена в стратегии развития учреждения, а также в более тактических документах – образовательной программе и годовом плане работы школы.
Как создать инклюзивный класс в школе: инструкция
Изучить документы детей с ООП, которые хотят учиться в школе
Обычно родители заранее (за полгода – год) определяются со школой и сообщают об этом. В таком случае руководство заведения может вовремя проконсультировать родителей относительно сбора и подачи документов.
Также за это время директор может подготовить или адаптировать среду школы к обучению ребенка с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное обучение в школе
Оценить возможности заведения для организации обучения ребенка с ООП
Дети с ООП нуждаются во время обучения в дополнительной или временной поддержке со стороны ассистента учителя и ассистента ученика. Также нуждаются в поддержке педагоги.
Кроме того, во время оценки возможностей заведения следует учитывать наличие соответствующих специалистов, а также материально-техническое обеспечение школы и наличие безбарьерного доступа к территории и помещений учреждения.
На этом этапе важно учесть возможности создания в учреждении условий для обучения детей с ООП с учетом особенностей развития (наличие свободных помещений для создания кабинетов психолога, дефектолога, логопеда, ресурсной комнаты и тому подобное).
Согласовать с управлением образования организацию обучения в инклюзивном классе
Дети с ООП могут нуждаться в помощи ассистента учителя во время обучения. В таком случае директор должен обратиться в местный орган управления образованием с письменным представлением о введении должности ассистента учителя и его нагрузки.
Организация инклюзивного обучения / Инфографика ДСЯО
Создать соответствующие приказы
Этот шаг предусматривает подготовку и подписание приказов в школе на основе приказа органа управления образованием, а также заключение соглашений о сотрудничестве с другими учебными заведениями. Это могут быть специальные учебные заведения, учебно-реабилитационные центры, ресурсные центры и тому подобное.
Создать команду психолого-педагогического сопровождения
Команда психолого-педагогического сопровождения – это группа специалистов индивидуального сопровождения ребенка с ООП, в которую входят как работники школы (администрация, педагоги, ассистент учителя, психолог и тому подобное), так и родители ребенка и привлеченные специалисты.
Так, команда сопровождения должна разработать индивидуальную программу развития ребенка, обеспечить ее реализацию и исследовать результаты.
Распределить обязанности между членами команды, ознакомление с инструкцией
Этот шаг предусматривает разработку и оформление должностных обязанностей для всех педагогов, вовлеченных в инклюзивное обучение. Здесь важно помнить о распределении обязанностей и зон ответственности и наладить сотрудничество между педагогами и ассистентом.
Отмечается, что учителя не должны ставить перед своими ассистентами задач, которые являются прерогативой учителя. В частности, планировать учебно-воспитательный процесс или оценивать учебные задания учащихся и тому подобное.
Учитель с ассистентом в классе / Фото НУШ
Вместо этого учитель может предложить ассистенту учителя провести подбор учебных заданий, которые ученик мог бы выполнить, проверять упражнения и тесты, сделать ксерокопии раздаточных материалов и тому подобное.
Составить индивидуальную программу развития
Каждый год для каждого ребенка с ООП разрабатывают индивидуальную программу развития. Залогом качественной программы развития является использование информации по комплексной оценке ребенка, предоставленной ИРЦ, а также сбор объективной информации о ребенке.
Составить индивидуальный учебный план и учебную программу
Обучение в классе детей с ООП не предусматривает изменение образовательной программы или учебных планов.
Но, когда индивидуальные особенности ребенка с ООП в этом нуждаются, команда сопровождения должна адаптировать или модифицировать учебную программу и разрабатывает индивидуальный учебный план для ребенка.
Адаптировать образовательную среду к потребностям ребенка
Важным условием обеспечения образовательного процесса является доступность, безбарьерность и безопасность. В частности, надо обеспечить условия для беспрепятственного доступа ребенка к помещениям школы и оборудовать ресурсную комнату.
Основная задача в этом направлении – организовать для ребенка с ООП понятную и четко определенную среду, в которой он может чувствовать себя защищенным и работать в своем режиме и в соответствии со своими способностями.
Читайте также МОН изменило позицию по обучению детей с инвалидностью: родители могут выбирать любую школу
Оценивать учебные достижения учащихся по ООП
Оценка результатов обучения детей с ООП происходит по критериям, определенным в образовательной программе или адаптированной учебной программе. Также критерии оценивания ребенка устанавливаются в индивидуальной программе развития.
Отмечается, что достижения ребенка следует пересматривать минимум трижды в год – в сентябре, когда формируется ИПР, а затем после первого и второго семестров.
Мониторить качество инклюзивного обучения
Администрация школы должна постоянно мониторить выполнение индивидуальных программ развития детей с ООП, просматривать их и следить за качеством инклюзивного обучения.
К слову, правительство утвердило изменения в постановление об организации деятельности инклюзивных групп в садиках. В частности, ввели уровни поддержки детей, а также требуется иметь ресурсную комнату в учреждении дошкольного образования. Детали – читайте в статье.