Пример девочки со скакалкой: как научить детей отстаивать собственные границы без агрессии
Источник:
"Образование"На днях в соцсети завирусилось видео с Лизой, которая вышла попрыгать на скакалке возле своего дома, но услышала в свой адрес ругательство от пожилой соседки. Девушка вежливо и без агрессии отстаивала свое право заниматься во дворе дома. Как научить этому детей - читайте в статье.
Навык спокойно отстаивать свои границы называется асертивностью. Напомним, что этот скандал разразился в Ивано-Франковске – бабушка набросилась на молодую девушку, потому что та прыгала во дворе на скакалке.
Что такое асертивность и как она формируется
Детская психотерапевтка Юлиана Маслак объяснила, что асертивность – это определенный способ отстоять себя, не переходя границы другого человека, но прислушиваясь к собственным потребностям.
По ее словам, этот навык формируется у человека с детства и тесно связан с эмпатией (состраданием к другим людям). Но в то же время это и об умении говорить "нет" и "стоп".
Асертивность формируется естественно, если родители удовлетворяют базовые потребности детей. Например, слышат нашу злобу и учат справляться с ней. Важно научить ребенка воспринимать собственные эмоции и прислушиваться к ним. Ведь именно они могут подсказать, что ребенку нравится, а что нет.
Иногда бывает так, что родители притесняют ребенка. Например, говорят ей, что злоба – это плохо, а люди, отказывающие другим – нехорошие. Также бывают ситуации, когда родители не поддерживают ребенка или вообще злятся, если он напуган или разочарован,
– отметила психотерапевт.
Это негативно влияет на ребенка, потому что он учится отстаивать свои потребности, но делает это не по-доброму, а кричит и ссорится. И если не нормализовать такое поведение, во взрослом возрасте сформируется убеждение – если я нападаю, получаю то, что я хочу.
Может возникнуть и пассивная стратегия. Да, если взрослые много ругают и унижают, то ребенок учится молчать. Она всем угождает и совсем не слушает себя.
А асертивность – это нечто ровно посредине, когда человек слышит свои эмоции и потребности, но не переходит границы других. То есть с пониманием и эмпатией, но говорит "стоп", если ей не комфортно.
Маленькие дети не умеют хорошо регулировать свои эмоции, соответственно они будут делать это разными способами. Задача родителей направить эти процессы и помочь ребенку слушать свои потребности.
Для этого можно использовать следующие фразы:
- "Ты добрый человек",
- "Ты можешь делать это самостоятельно, я не имею тебя контролировать",
- "Я тебе доверяю".
Они помогут ребенку осознать свою автономию и компетентность.
Для установления реалистичных пределов можно сказать: "Я вижу, что ты хочешь, но сейчас это невозможно". Так взрослые помогут развить у ребенка самоконтроль.
Помните, что нам очень важно говорить о своих потребностях. Взрослые правильно считывают базовые потребности детей, чтобы их удовлетворить. Тогда ребенок поймет – если я об этом говорю, взрослые понимают и помогают мне.
Почему школьникам важно быть асертивными? Учительница украинского языка и литературы Новопечерской школы Лидия Насонова, среди важных навыков есть умение выражать свое мнение, аргументировать его, сотрудничать. И это все об асертивности.
Если мы готовим ребенка к миру будущего, если мы готовим его как человека, который будет создавать новое общество, формировать его, то мы должны научить его взаимодействию с людьми. А без асертивности это невозможно,
– считает педагогиня.
По ее словам, важно помнить, что кроме академических навыков и умений человеку нужны мягкие навыки. К примеру, умение договориться, быть командным игроком. Педагоги должны учить этому школьнику.
Как научить ребенка быть асертивным
Юлиана Маслак отмечает, что каждый ребенок имеет право сказать "нет". И очень важно, как дети это воспринимают.
Для ребенка более травматичным и непростым моментом является реакция взрослых на его отказ. Если взрослый спокойно, последовательно реагирует, это не будет вызывать у ребенка негативную реакцию, – пояснила экспертка.
В то же время, если взрослый с криками реагирует, то ребенок либо не будет вообще говорить о своих желаниях, либо будет защищаться, насколько это возможно.
Родителям нужно слушать, когда ребенок отказывается. Она может сказать "нет", если чего-то не хочет, и взрослые должны это услышать. Это не значит всегда выполнять его желания, но нужно установить границы и объяснить ребенку, зачем они. Иначе ребенок будет считать, что ему все позволено,
– объясняет психотерапевт.
Важно моделирование ситуаций, как ребенок может отстаивать себя.
- Например, представьте ситуацию, что маленький ребенок ударил другого, а тот начал плакать. Родители должны урегулировать конфликт, выражая чувство от имени своего ребенка.
- Мама или папа обиженного ребенка может сказать: "Мне больно, стоп", "Мне не приятно", "Я не позволю так со мной поступать". С другой стороны, родители вместе со своим ребенком должны подойти и извиниться. Такое моделирование следует производить, даже если детки очень маленькие.
- Взрослым следует взять на себя роль посредников. Ведь в каждом конфликте есть сложившиеся мысли и эмоциональные реакции. И очень важно, чтобы взрослые могли взглянуть на одну сторону и назвать ее намерение, эмоции, чувства. А потом по отношению к другому ребенку так же. И так все проговорить.
- При разрешении конфликта важно давать детям выбор. К примеру, спросить, хочет ли ребенок поделиться игрушкой. И если она не хочет делиться, это тоже ее выбор. И в этот момент ему важно понимать, что ее слышат, что она имеет право выбора.
Также необходимо развивать эмпатию. Для асертивности важно понимать человека и принимать его. Уметь защищать свои границы так, чтобы оставаться в хороших отношениях и не ранить другого человека.
К теме Когда стоит учить ребенка читать: ученые выяснили, как это влияет на успешность малышей
Когда дети между собой ссорятся, они хотят быть в отношениях, но в тот момент злоба переходит границу. Поэтому важно научить их проявлять эмпатию. Это можно с помощью упражнений и обсуждений.
Например, вместе смотреть мультики и обсуждать поведение героев. Вы можете спросить ребенка: "Как ты думаешь чувствует себя этот герой? Что по твоему мнению заставило его так поступить?". Если ребенок не может ответить, взрослому следует высказать свое мнение.
Важно также и самим практиковать эмпатию. Если вы будете проявлять эмпатию к детям, они будут считывать это и запоминать.