Новое прочтение знакомого с детства сюжета коснулось не только названия балета, который ранее назывался "Ночь перед Рождеством", но и абсолютно всех аспектов – костюмов, декораций, исполнителей главных партий и музыкальной части. Благодаря этому зрители смогли увидеть настоящий балет-феерию, когда на фоне очень образной, хотя и достаточно сложной музыки Евгения Станковича разворачивается сюжет, богатый романтическими и комическими сценами.
Что касается музыки балета, то вполне уместно было использование любимых народных тем "Щедрик", "Радуйся, земле". Несколько неожиданным, даже эпатажным, было цитирование более современных популярных произведений, но каждая из этих мелодий имела свою драматургическую функцию. У каждого образа свой лейтмотив и характер. Так, чтобы подчеркнуть характерные черты Солохи, композитор ввел саксофон, для неуклюжего Чуба – "басы гудят", а чтобы передать все коварство и неискренность челяди во дворце царицы, у полонеза появился "саркастический подтекст". И в качестве контраста – замечательный лирический украинский мелос для образов Оксаны и Вакулы.
Балетмейстеру-постановщику Виктору Литвинову невероятным образом удалось передать с помощью пластических форм весь спектр чувств героев, их характеры, заставив зрителя и смеяться, и сопереживать. Образ каждого персонажа яркий и колоритный. Оксана в исполнении заслуженной артистки Украины Татьяны Лезовой – хрупкая и нежная. Никогда и не пришло бы в голову, что именно она заставила своего любимого Вакулу (заслуженный артист Украины Александр Шаповал) совершить головокружительное путешествие за царскими туфельками... Полная противоположность лирической героини – несравненная Солоха (заслуженная артистка Украины Татьяна Андреева), образ которой создан уже в совершенно другой пластике – более жесткой и динамичной. А неразлучная троица – Дьяк (Никита Соколов), Голова (Владимир Иващенко) и Чуб (Алексей Коваленко) – были невероятно комичны.
Но самой колоритной фигурой в этом действе стал Черт в исполнении Виталия Нетруненко. Неповторимая пластика артиста настолько покорила зрителей, что овации долго не смолкали.
Обновленная версия балета требовала и обновления "сценического наряда". Так дополнительно были созданы декорации, переосмыслена сценография. А поскольку в спектакле стало больше массовых сцен, то кроме того, что было восстановлено более 100 костюмов, пришлось еще и отшить около полусотни новых. И все это с использованием большого количества ручной работы – вышивки и аппликации.
– рассказывает художник-постановщик Мария Левитская.
Нельзя не согласиться с дирижером Аллином Власенко, который заметил: "Очевидно, успех спектакля в том, что это симбиоз талантливого балетмейстера-постановщика Виктора Литвинова, гениальной музыки Евгения Станковича и блестящей сценографии Марии Левитской".
Читайте также: Анатолий Соловьяненко: В Национальной опере я всегда буду стоять на страже прекрасного!