Автогражданка по-новому: что и для кого изменилось в законодательстве
С начала декабря этого года для участников ДТП изменилась система выплат – теперь водитель в случае аварии с возмещением убытков может обратиться к страховой компании, а не выбивать деньги из страховщика виновника. Что это означает для автовладельцев и почему на такие изменения пошли страховые компании – узнавали журналисты сайта "24".
Что изменилось?
С начала декабря этого года в Украине в страховании гражданской ответственности владельцев авто произошли изменения - заработал новый механизм прямого урегулирования, отметила в комментарии сайту управляющий партнер адвокатского объединения "Галлекс" Юлия Галич. Это означает, что отныне пострадавший владелец транспортного средства при наступлении ДТП вправе обратиться за возмещением ущерба непосредственно к своей страховой компании. Страховщик осуществляет выплату потерпевшему, а в дальнейшем взаиморасчеты между страховыми компаниями будут происходить без участия участников ДТП.
Введя такой механизм, отмечает Галич, Украина практически переняла передовой европейский опыт в сфере страхования. Ведь соглашения о прямом урегулировании убытков между участниками рынка обязательного страхования автогражданской ответственности подписаны между страховщиками во многих странах ЕС, в частности, Бельгии, Франции, Испании, Польши и других.
Вице-президент СК "АХА Страхование" Максим Межебицкий в комментарии сайту "24" отмечает: в марте этого года 17 страховых компаний-лидеров рынка подписали соглашение о прямом урегулировании, но возможным внедрение механизма стало только с 1 декабря 2016 года, после получения разрешения Антимонопольного комитета Украины.
На сегодня, по словам Межбицкого, совокупная доля компаний-участников соглашения составляет около 50% по количеству проданных полисов. Таким образом, у клиентов этих страховщиков вероятность попадания в ДТП со вторым участником, застрахованным в компании, которая также участвует в сделке, составляет те же 50%.
Какие страховые компании участвуют?
АХА Страхование, Арсенал Страхование, PZU Украина, ВУСО, АСКА, Оранта, ПРОСТО-страхование, УНИКА, Провидна, ИНГО Украина, Универсальная, Международная СК, КРЕДО, АСКО-Донбасс Северный, Колоннейд Украины, Брокбизнес, Страна.
Актуальный список участников размещен здесь.
Заключение этого соглашения, комментирует Юлия Галич, носит добровольный характер и пока не является обязательным для участников рынка страховых услуг. Между тем на рассмотрении в Верховной Раде Украины находятся законопроекты №3551 и №3670, и если их одобрят, в Украине введут систему прямого урегулирования ущерба в обязательном порядке.
Какие плюсы для водителя?
К моменту внедрения системы, отмечает Галич, большинство водителей воспринимало обязанность страхования гражданской ответственности как формальность, и при выборе страховой компании руководствовались принципом "как можно дешевле", не обращая внимание на то, сможет ли в дальнейшем страховщик реально возместить убытки. Отныне владельцы авто, убеждена управляющий партнер адвокатского объединения "Галлекс" Юлия Галич, будут выбирать страховщика по принципу "как для себя", предпочитая надежные и проверенные страховые компании, которые в дальнейшем обеспечит реальное возмещение ущерба при наступлении ДТП.
В то же время механизм существенно сократит сроки выплат. Так, если сейчас средний срок выплаты по ОСАГО (обязательного страхового полиса для владельцев транспортных средств в Украине) составляет 120-130 дней, то в случае прямого урегулирования клиенты получат выплату за 1-2 недели, добавляет Максим Межебицкий. Владелец полиса ОСАГО по механизму прямого урегулирования будет обращаться к компании, в которой он приобрел полис, а, следовательно, будет уверен в сервисе и гарантии выплаты.
Какие убытки подлежат прямым выплатам?
Выплата возмещения, объясняет Юлия Галич, будет происходить при следующих условиях:
1. Оба участника ДТП должны иметь действительные страховые полисы, выданные страховщиками, подписавшими соглашение о прямом урегулировании, в другом случае возмещение ущерба не будет происходить по такому принципу, а будут действовать общие правила.
2. Участников ДТП должно быть не менее и не более двух.
3. ДТП необходимо оформить надлежащим образом, а именно с помощью полиции или путем составления европротокола.
4. Система прямого урегулирования предполагает лишь возмещение ущерба, причиненного повреждением транспортных средств и не распространяется на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью. При этом выплате подлежат только убытки, не превышающие 100 тысяч грн.
Как будет происходить на практике?
Страховщики сформируют дополнительный гарантийный фонд в размере 50% среднемесячного объема страховых выплат, уточняет Межебицкий. Один раз в месяц будет сформирован реестр встречных требований между страховщиками, совершившими возмещение, к страховым компаниям виновников ДТП. Компенсация расходов между страховщиками будет происходить через расчетно клиринговую систему.
По словам вице-президента СК "АХА Страхование", средства страховщиков будут зачислены на специальные счета в УкрСиббанке, который был выбран в качестве уполномоченного банка. Пилотный проект по прямому урегулированию – это шаг навстречу 7 миллионам украинских автовладельцев, считает Межебицкий, что поможет установить не только новые стандарты урегулирования выплат, но также направить рынок к конкуренции и качественному сервису. Ну что же, поживем – увидим.
Читайте также: Предотвратить рейдерство: что и для кого изменилось при регистрации права собственности