Бюджет-2017: о главных показателях и перспективах их выполнения

21 декабря 2016, 19:00
Читати новину українською

Парламент в пять часов утра 21 декабря проголосовал за Госбюджет на 2017 год. Главный финансовый документ поддержали 274 депутата. Какие основные показатели заложили парламентарии в бюджет страны, и насколько реалистично их выполнить, разбирались журналисты сайта "24".

Вдвое большая зарплата при прожиточном минимуме в 55 долларов

Народные депутаты в очередной раз "принимают" сквозь сны о рождественских каникулах Госбюджет на протяжении всей ночи, якобы показывая свою ответственность перед украинцами. Ведь парламентарии нарушили процессуальные нормы принятия бюджета. Фактически главный финансовый документ народные избранники должны были принять еще 1 декабря. Между тем голосование состоялось в ночь с 20 на 21 декабря – на последней сессионной неделе в этом году. Под утро часть депутатов явно уже дремала, и многие слуги народа не понимали, за что конкретно они голосуют. Такую спешку некоторые парламентарии не одобряют. В частности, как отметил депутат от "Объединения "Самопомич" Алексей Скрыпник, можно было отложить рассмотрение до четверга. Но многие нардепы готовы были сидеть всю ночь, потому что у них уже выкуплены чартерные рейсы в Европу на рождественские праздники. Вот и весь секрет "трудолюбия" парламентариев.

Хотя определенный "рекорд" депутаты все же поставили. Бюджет-2017 они приняли быстрее, чем в предыдущие годы – 21-го декабря, да и "временной рекорд" удалось "побить" – в 2015 проголосовали 25 декабря в 4:04 утра, а в 2014-м – аж 29-го в 4:24.

Впрочем, принятие бюджета правительство считает, само собой, своей победой. Премьер Владимир Гройсман, пафосно размахивая руками, назвал его "человекоцентристским бюджетом".

Мы обеспечим расходы обороны, мы будем строить масштабно дороги, мы будем поддерживать аграрный сектор, мы повысили заработную плату учителям на 50% и на 30% врачам, мы 6 млрд грн выделим на лекарства,
– сказал Гройсман.


Гройсман развернул целую пиар-кампанию по повышению "минималки"

По версии Кабмина, победой чиновники считают увеличение минимальной зарплаты для работников бюджетной сферы до 3200 гривен. Собственно, именно на этой статье бюджета правительство делало главный свой пиар-акцент, плюс повышение социальных стандартов. Однако при этом минимальный прожиточный уровень составляет всего 1544 гривны – около 55 долларов. До конца 2017 года года он вырастет на 10% – до 1700 гривен. Для сравнения, как отметил Алексей Скрыпник, на эту сумму можно один раз заправить бензином машину.

Прожиточный минимум – чисто теоретическая цифра, и вряд ли она соответствует тому, на сколько в Украине можно прожить. Это жестокая цифра, фактически выживание на грани,
– отметил Скрыпник.

Эксперты разошлись во мнениях относительно реалистичности повышения "минималки". По словам экономиста Международного центра перспективных исследований Ангелы Бочи, здесь важно, от чего будет отталкиваться правительство при наполнении бюджета. В частности, уже третий год подряд планируются доходы в размере 17 миллиардов гривен от приватизации. Но реальная сумма за это время гораздо ниже – из запланированных на 2016 год 17 миллиардов сегодня бюджет получил около ста миллионов гривен.


Минимальный прожиточный уровень составит всего 1,5 тысячи гривен

В то же время, как отмечает экономический эксперт Андрей Новак, правительство рассчитывает на падение гривны и высокую инфляцию, благодаря чему можно наполнить бюджет и обеспечить выплаты минимальных зарплат.

Читайте также: Так принимали бюджет – эмоциональный фоторепортаж из ночной Рады

Скептицизм относительно выполнения этого обещания вызывают и другие показатели госбюджета. Главный финансовый документ имеет дефицит размером 77,5 миллиарда гривен. Предусмотренные доходы составляют 721,4 миллиарда грн, расходы – 790,4 миллиарда грн. Кабмин среди прочего планирует для выполнения бюджета привлечь кредиты. Но, как известно, МВФ отложил предоставление Украине очередного кредитного транша, поэтому не стоит полагаться на внешних кредиторов. Прогнозируемый рост ВВП до 3% МВФ и Всемирный банк снизили до 2-2,5%.

Обороноспособность и увеличение расходов на госаппарат

Еще одна из побед правительства – увеличение расходов на обороноспособность страны, что, безусловно, в условиях войны на Донбассе является важным решением. В 2017 году предусматривается выделение 130 миллиардов гривен, или 5% от ВВП. Это больше, чем в текущем году – на 13,8%.

Однако не забыли о себе и другие силовые структуры, в частности на МВД государство планирует потратить 6,2 миллиарда гривен, что на 12% больше, чем в 2016 году. Расходы на ГПУ также увеличатся – с 3,31 до 5 миллиардов. Финансирование НАБУ увеличили на 58% – до 773,5 миллиона.


Параллельно с увеличением расходов на армию растут и расходы на содержание чиновников

Таким образом, с одной стороны, государство занимается укреплением армии, с другой – растут расходы на госаппарат. Так, расходы на аппарат Верховной Рады увеличены с одного почти до двух миллиардов гривен. Администрация Президента тоже о себе не забыла, и в 2017 году на обеспечение ее деятельности будет выделен почти миллиард гривен. Хотя политики и власть постоянно говорят о сокращении расходов на государственный аппарат, на самом деле они постоянно увеличиваются.

Непрозрачность принятия бюджета и нереалистичность основных показателей

Одним из главных недостатков Госбюджета Ангела Бочи считает сам процесс его принятия. По ее словам, большинство норм бюджетного кодекса были нарушены.

Депутаты голосовали не за тот бюджет, который был предложен в сентябре 2016 года. Это совсем другая редакция. При этом не было никаких обсуждений, публичных консультаций. Все это делалось где-то среди ночи. Ничего общего с прозрачностью принятия государственных решений нет,
– отметила эксперт.

То, что без "договорняков" не обошлось, свидетельствует поддержка Госбюджета депутатскими группами – "палочками-выручалочками" нынешней коалиции, а именно "Возрождением" и "Волей народа". Конечно, сделали они это не потому, что переживают за благополучие украинцев. Взамен на поддержку главного финансового документа им пообещали снизить ренту на нефтегазодобычу в полтора раза. Как известно, именно в этих депутатских группах находятся парламентарии, а курируют их олигархи, основной бизнес которых – добыча нефти и газа. Чем меньше рента, тем больше доходы финансовых магнатов. А весь груз по наполнению бюджета ляжет на малый и средний бизнес, налоги для которого увеличат в среднем на 15%. Это станет катастрофой для многих бизнесменов.

Поэтому фактически и воздержались от голосования фракции ВО "Батькивщина" и "Объединение "Самопомич". Юлия Тимошенко заявила, что бюджет обворовывает малый бизнес. Фракция "Самопомочи" не согласна с Налоговым кодексом, увеличением фискального давления на бизнес и снижением ренты на нефтедобычу.

С помощью спикера клептократическое большинство из Блока Петра Порошенко, "Народного фронта", Радикальной партии и "Оппозиционного блока" восторженно и упорно, голосование за голосованием раздает подарки олигархам и друг другу. Вот кто голосовал за налоговые подарки владельцам нефтяных скважин и лотерей,
– написал народный депутат Егор Соболев.

Кроме того, по мнению экспертов, основные показатели бюджета выполнить нереально. По словам Андрея Новака, это пиар-документ, но отнюдь не главный финансовый документ страны. Как отмечает эксперт, начиная от показателя инфляции и заканчивая прогнозом роста ВВП – все это не соответствует реальному положению вещей. В частности, показатель инфляции, который запланирован на уровне 8,1%, будет исчисляться двузначным числом.

Между первым и вторым чтением законопроекта состоялось важное событие, которое, безусловно, повлияет на показатель инфляции – национализация "ПриватБанка". Банк нуждается в докапитализации, как минимум, на 116 миллиардов гривен. А это государство может выполнить с помощью большой эмиссии гривны и увеличения госдолга. Это означает, что показатель инфляции будет выше,
– отмечает Новак.

Выполнение статьи доходов от приватизации государственных объектов он также считает невозможным. Особенно учитывая то, что основной объект, с которого правительство хочет получить прибыль – Одесский припортовый завод, стоимость которого государство снизило с 450 миллионов долларов до 150 миллионов. Поэтому эта статья в полном объеме может будет отнесена к дефициту бюджета.

Также нереалистичной является статья по доходам от закона о спецконфискации в сумме 10 миллиардов гривен. По словам Андрея Новака, в 2017 году эти доходы точно не удастся получить.

Конфискация имущества и финансовых активов происходит чрезвычайно долго: суды, апелляции. Много времени занимает установление суммы, полученной преступным путем. Один из таких примеров – знаменитое дело экс-премьера Павла Лазаренко, по которому еще 12 лет назад американским судом принято решение о конкретных суммах, полученных незаконно. Но ни одного доллара Украина не увидела. Эту сумму тоже можно отнести к дефициту,
– отмечает он.

К тому же, этот закон так и не принят Верховной Радой, поскольку парламентарии опасаются, что его будут использовать для рейдерских захватов.

В общем, считает Андрей Новак, к запланированному дефициту в 77,5 миллиарда гривен можно смело добавить еще 27 миллиардов.


Национализация "Приватбанка" угрожает повышением инфляции

Кроме того, эксперт убежден: чтобы "перекрыть" дефицит и долги, Кабмин и Нацбанк будут искусственно девальвировать гривну. Потому заложенный показатель курса гривны к доллару на уровне 27,2 тоже, очевидно, не соответствует действительности.

Следовательно особых сдвигов в экономическом росте в 2017 году украинцам ожидать нет смысла. И обещанные повышения, даже при условии их выполнения, особенно не изменят уровень благосостояния большинства граждан. Все это "съест" инфляция, высокие коммунальные тарифы и коррупция чиновников. При этом чиновники и политики при принятии Госбюджета, судя по увеличению расходов на чиновничьи аппараты, себя не обделили. "Активно" отработав ночь, они поехали на морские и горнолыжные курорты, оставив украинцев с порцией очередных обещаний.

Читайте также: "Приватбанкнаш": о последствиях его национализации для украинцев