Юрист-аналитик Андрей Вигиринский рассказал 24 Каналу, что это слишком узкий взгляд исключительно на политическую проблематику, связанную с парламентскими выборами или выборами президента Польши, которые должны состояться в 2025 году. По такой логике процесс блокады украинско-польской границы должен был бы продолжаться еще год.
Смотрите также 40% ягод может пропасть: в Польше – катастрофа с сезонными работниками из Украины
Нагрузка начинает снижаться
По его словам, на самом деле этот вопрос не касается исключительно политики, поскольку сами блокировщики не ожидали политического лидерства. Это были представители бизнеса, фермеры, логисты, а также агитаторы, которые возглавляли весь стихийный процесс. А вот проблематика касается прежде всего экономического интереса Польши.
Украинской стороне в силу совокупности обстоятельств и факторов удалось достичь возможности экспортировать свою продукцию в меньшей степени через территорию Польши.
Мы говорим о целом комплексе мер и начало интенсивной работы с нормальным тоннажем работы наших портов, то есть экспорта продукции через Черное море, а также улучшение железнодорожного сообщения через Молдову, которое является альтернативным логистическим маршрутом. Как следствие, нагрузка на Польшу начинает постепенно снижаться,
– отметил Вигиринский.
Он добавил, что Европейский Союз принимает также организационные меры, то есть предоставление возможностей, связанных с квотированием для поляков перевозки наших грузов.
Угроза польской экономике
По словам юриста-аналитика, Польша рассматривает украинскую сельскохозяйственную продукцию как угрозу для собственной экономики, фермерства и занятых в экономике лиц.
Они будут принимать меры, связанных с контролем за логистикой, чтобы наша продукция не оставалась на территории Польши. Если она направляется транзитом через территорию Польши, то соответствующие суверенные органы отследят, чтобы продукция выехала из Польши и поехала в направлении другой страны или портов Греции, Средиземного моря и так далее,
– сказал Андрей Вигиринский.
Он подчеркнул, что этот вопрос все же экономический, и нашими представителями правительства принимаются комплексные меры – альтернативные маршруты, договоренности и уступки, на которые приходится идти.
Блокирование украинско-польской границы: что известно
- После начала полномасштабного вторжения России Украина потеряла возможность перевозить свои товары через авиасообщение и морские пути. Чтобы поддержать экономический и оборонный секторы, Украина согласовала с ЕС временную либерализацию торговых отношений: отмена пошлин на украинские товары и транспортный безвиз.
- 6 ноября 2023 года польские перевозчики начали блокировать границу с требованием отменить транспортный безвиз для Украины. Они заблокировали три пункта пересечения границы: "Ягодын – Дорохуск", "Краковец – Корчова", "Рава-Русская – Хребенное", а с 27 ноября к заблокированным добавился пункт пропуска "Медыка – Шегини". В результате блокады образовались огромные очереди из более 3 тысяч транспортных средств.
- Блокировки вроде бы утихли в январе 2024 года, однако уже в феврале вспыхнули с новой силой против экспорта украинского зерна, которое продавалось значительно дешевле польского и создавало непомерную конкуренцию на рынке. Также поляки протестовали против украинской сельскохозяйственной продукции, такой как кукуруза, мясо птицы и сахар. Только в марте Украина из-за блокирования границы потеряла 6,3 миллиарда гривен.
- Польский премьер Дональд Туск после саммита Европейского совета в Брюсселе призвал польских фермеров прекратить блокирование границы с Украиной. "Мы не можем никоим образом нанести вред Украине в ситуации, когда решается судьба войны", – подчеркнул польский премьер.