Авто из США подорожают: к чему готовиться украинцам

23 августа 2020, 18:01
Читати новину українською

Мода на покупку "євроблях" постепенно проходит, сейчас автолюбители отдают предпочтение так называемым "американкам". Доставить б/у авто из США можно значительно дешевле, чем купить аналогичное на украинском рынке. Правда, периодически появляются законодательные инициативы, направленные на ужесточение требований к приобретению, ввозу и легализации таких авто.

Как хотят упорядочить работу на рынке подержанных американских авто и к чему это на самом деле приведет, – журналистка 24 канала разбиралась вместе с адвокатом, кандидатом юридических наук Денисом Головиным.

Сэкономить не получится

На сайте МВД есть документ, который наделал немало шума среди автолюбителей. В частности, речь идет о проекте постановления Кабинета Министров о внесении изменений в Порядок государственной регистрации (перерегистрации) и др, которая противоречит интересам граждан Украины.

На этот раз под видом упрощения порядка регистрации подержанных авто авторы постановления, к которому у экспертов возникает много вопросов, в очередной раз пытаются вытащить деньги из карманов украинцев. Следствием принятия этого документа является не только подорожание авто, но и содействие формированию новых коррупционных схем.

Интересно: Какие авто из США приезжают в Украину: виды убытков

Как отмечают авторы постановления, его целью является запрет ввозить в Украину транспортные средства, которые имеют в регистрационных документах отметку "на утилизацию". Правда, эту отметку страховые агентства США ставят даже тогда, когда, к примеру, бампер немножко поврежден или есть царапины на капоте.

Авто из США имеют все шансы подорожать / Фото 24 канала

В таком случае, необходимо учесть специфику американского законодательства и других государств, где даже авто с незначительными повреждениями (до их устранения) – запрещено к эксплуатации на дорогах. Например, разбита фара или поврежден бампер. Авторы проекта этот нюанс не учли,
рассказывает Денис Головин.

К примеру, "Москвич", у которого по дороге отваливаются запчасти, в украинских реалиях не сразу списывают "на утилизацию". Даже сейчас такие машины особенно часто можно увидеть в небольших городах и поселках.

Цена вопроса

Так, в Америке в случае страхового случая или иного события, что произошло с авто, в документы вносят отметку "на утилизацию". После ремонта, такие машины проходят государственную сертификацию, так же как и в Украине, и им предоставляется допуск к участию в дорожном движении. "Битая" машина стоит дешевле, поэтому ее выгоднее продать за границу, а обычному украинцу приобрести.

Рекомендуем: Насколько автомобили из США дешевле "европейцев": исследование

Примерно за 8-15 тысяч долларов на американских аукционах можно купить приличное авто с незначительными повреждениями, доставить его в Украину и растаможить. В основном, такие машины имеют официальную техническую историю, сервисные книжки и другие документы.

По имеющейся информации, из Америки в Украину в течение месяца прибывает более 10 тысяч автомобилей, поэтому в случае принятия этого проекта немалые расходы и убытки понесут украинцы и наши государственные органы. За первые два квартала 2020 года украинцы импортировали легковых авто и другого моторного транспорта для перевозки людей на 1,46 миллиардов долларов, о чем свидетельствует таможенная статистика.

В Украину импортировали больше всего транспортных средств из:

  • США – более чем на 314 миллионов долларов;
  • Японии – 280,6 миллиона долларов;
  • Германии – 242,6 миллиона долларов;
  • Словакии – 68,23 миллиона долларов;
  • Румынии – 60 миллионов долларов.

В проекте постановления указывается следующее: "документы, выданные иностранными уполномоченными органами, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами Украины, и поданы вместе с заверенным в установленном порядке переводом на украинский язык. Документ, удостоверяющий, что транспортное средство подлежит утилизации, не является документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства".

Украинцам придется забыть о дешевых авто из Америки / Фото 24 канала

По убеждению яэкспертов, это постановление, во-первых, ограничивает покупателей в праве выбора автомобиля. Во-вторых, введение такой нормы в правовое поле означает фактический запрет регистрации автомобилей, привезенных из-за границы, если их "тайтлы" содержат указание, что авто подлежит утилизации. Де-факто, сейчас так называемые "карточки об утилизации" являются техпаспортами для регистрации в Украине. Если постановление примут, то документ, где написано, что авто подлежит утилизации, не будет основанием для регистрации его в Украине.

Получается, украинцы могут купить авто в США на аукционе, оплатить все налоги, и дома продать его потом только на запчасти, ибо окажется, что в "тайтле" есть запись об утилизации авто. То есть будет невозможно поставить на учет такое авто и ездить на нем,
говорит Денис Головин.

По убеждению адвоката, существует как минимум два варианта развития событий, при условии принятия этого постановления.

Первый – поиск альтернативных путей решения вопроса. Стоит это не дешево. Ведь сообразительные дельцы придумают коррупционные схемы благодаря которым удастся обойти "новые правила". К примеру, за дополнительную плату будут изготавливать другие – "правильные" сопроводительные документы на поврежденные авто.

Читайте также: Как работают американские автоаукционы во время карантина

Второй – сначала битые авто будут перегонять в соседние государства (Грузия, Литва и др.), Там будут изготавливать нужные документы и как-то ремонтировать машины. И снова пострадает наш покупатель. Ведь он не сможет напрямую купить авто с известной "биографией" также не получится контролировать ремонт. Как следствие, пострадают еще и украинские экспедиторские, брокерские и сервисные компании. Зато от такой инициативы выиграют соседи, потому что эту работу смогут выполнять их рабочие.

К примеру, в Грузии услуга по восстановлению американских машин после аукционов – очень популярна. Ведь после капремонта их снова регистрируют, но уже без отметки о ДТП и продают, в том числе и в Украину.

Эта инициатива относительно запрета на регистрацию американских авто, которые побывали в ДТП, не будет способствовать очищению нашего рынка от этих машин, а лишь изменится маршрут их потраплянн к нам,
предсказывает Денис Головин.

Придется доплатить еще

Кстати, история с запретом "американок" не нова. Этим путем уже проходила Беларусь. Там, тоже кое-что подобное вводили, однако просуществовала инициатива не надолго. Тогда стоимость таких авто подорожала на 600-800 долларов. Тогда автолюбители восстали и благодаря протестным акциям и многочисленным жалобам чиновники вынуждены были отменить эту новацию.

Большинство украинцев отдают предпочтение подержанным автомобилям / Фото 24 канала

Также среди требований, указанных в проекте постановления, к подержанной машине придется подавать и документы о ее регистрации за рубежом: "если транспортные средства были зарегистрированы в соответствующих органах другого государства, обязательным является представление в сервисные центры МВД регистрационных документов на транспортное средство такого государства или документов, подтверждающих их регистрацию".

Стоит прочитать: Штрафы для водителей в Украине и ЕС: когда начнут действовать жесткие наказания

Такими считаются документы, составленные за пределами Украины с участием должностных лиц компетентных органов или присланы от таких органов. Однако речь идет лишь о документах переведенных на государственный язык. Правда, перевод должен осуществляться официальными органами других государств путем проставления на документах апостиля, или консульскими учреждениями Министерства иностранных дел Украины.

Кстати, в то же время с этим проектом постановления появилась инициатива по внедрению обязательного апостиля документов по иностранным авто, а это дополнительно потянет 200-300 долларов. И снова нашим соотечественникам придется доплатить. На этот раз это более 20% стоимости автомобиля.

Поэтому принятие этого постановления приведет к сокращению от поступлений "честных" автомобилей и существенному уменьшению платежей в бюджет, а также к многочисленным коррупционным схемам.