Мартыненко была создана оффшорная прокладка — компания "Штоерман". Эта фирма покупала урановый концентрат в Казахстане по цене 95 долларов за килограмм. Затем Казахстан за свой счет транспортировал этот урановый концентрат в Украину, в город Желтые Воды. И там эта компания "Штоерман" продавала купленный за 95 долларов концентрат государственному предприятию Украины "Восточный горно-обогатительный комбинат" за 130 долларов за килограмм. Таким образом, образовался "навар" или "откат" в размере 35 долларов за килограмм. И это, собственно, тот коррупционный результат, который был получен Мартыненко за счет украинской политики.

17,5 миллионов долларов — это сумма, установленная следствием НАБУ, которая была выведена Мартыненко из государственного предприятия. Затем за эти деньги он, например, оплачивал лечение собственной жены за рубежом, аренду жилья для собственной дочери в Лондоне и т.д. То есть, берутся деньги из государственных предприятий, выводятся через схемы на офшоры, а затем расходуются на собственные нужды.

Но это не единственная схема, где фигурирует Мартыненко. По второму производству ему еще не предъявлено подозрение, но следствие продолжается. Мартыненко относительно своей другой, панамской, прокладки по счету в Швейцарии получал "откаты" по контрактам другого государственного предприятия Украины "Энергоатом". Он покупал на чешском заводе "Шкода" оборудование для атомных электростанций. "Энергоатом" получал оборудование, а чешская "Шкода", которая поставляла это оборудование, переводила часть денег на счет Мартыненко в Швейцарии. Поэтому готовится подозрение и по этому эпизоду.

На примере Мартыненко мы видим, как функционирует украинская коррупция. Мы имеем дело не просто с мелким предпринимателем или политическим деятелем. Это один из крупных бенефициаров украинской коррупции. Сначала ты приходишь к власти, потом за счет политического влияния получаешь возможность контролировать некоторые государственные предпринемательства. Ставишь туда свои фирмы-прокладки, которые аккумулируют прибыль и выводят ее на офшоры. Затем из этих оффшоров ты обеспечиваешь свою частную жизнь, покупаешь предприятия, развиваешь бизнес. В конце концов, становишься олигархом.

Мартыненко является депутатом парламента с 1998 года. И именно в эти годы, вплоть до недавнего времени, он возглавлял энергетический комитет Верховной Рады. То есть имел прямое влияние на украинскую атомную энергетику, которая и была для него золотым дном, из которого он выводил деньги для собственных нужд.

Читайте также: Честная политика. Каким схемами пользоваться Порошенко, избираясь на второй срок

То, что НАБУ смогло задержать Мартыненко — это результат наших антикоррупционных реформ. Это очень важно — создать прецеденты наказаний, когда украинские коррупционеры не будут чувствовать себя безнаказанными, а деньги, которые будут сэкономлены, пойдут на нужды украинских граждан. Ведь именно у вас Мартыненко их и воровал.

То, что мы имеем с Мартыненко — это первый прецедент задержания крупного игрока на рынке украинской коррупции. Предыдущее дело господина Насирова было так же важно для того, чтобы наказать человека, который крутил колесо украинской коррупции. Так, Насиров возглавлял большую государственную службу. От него зависела судьба многих предпринимателей, но он все равно был исполнителем воли своих высоких покровителей. Важно, когда за Насировым пришло НАБУ — некому было его защитить.

Сейчас в Украине возникает новая реальность, когда клиенты Антикоррупционного бюро не способны избежать ответственности. Важно, чтобы это было создано навсегда и все коррупционеры понимали, если им обещают "крышу", то совсем не факт, что эту "крышу" им потом смогут обеспечить.

Читайте также: Как киевский бизнесмен пытается затереть старые коррупционные схемы "благотворительностью"

В этом смысле так же важна история еще одного мелкого колесика украинской коррупции. Речь идет о Дмитрие Суркисе, следователе Генеральной прокуратуры, который выполнял все прихоти своих кураторов: Грановского, Кононенко, Порошенко. В конце концов, он уволен с ГПУ за то, что он подавал ложные показания в декларации. Никто не смог его больше защитить.

Таким образом мы создаем прецеденты. Когда люди, которые имеют непосредственное отношение к коррупции, руками которых создаются специальные механизмы вывода денег из государственного бюджета, использования власти для собственных нужд, в момент, когда за ними приходят, не способны избежать ответственности.

Очень важно, что у нас в Украине возникают антикоррупционные органы, которые идут по следу коррупционеров без оглядки на фамилию, на статус, возможности людей, которые воруют деньги из государственного бюджета. Конечно, попытки уничтожить НАБУ будут продолжаться. Поэтому мы все вместе должны понимать, что в определенный момент нам придется защищать НАБУ даже на улицах, путем прямого протеста против попыток уничтожить антикоррупционные органы в Украине.

Читайте также: Оффшорный провал Порошенко, или Скупость до добра не доводит