Возможно ли силовое противостояние со стороны России, чтобы обеспечить Крым водой, можно ли было защитить полуостров от аннексии, а также как воспитать поколение новых украинских политиков – в интервью 24 каналу рассказал генерал Вооруженных сил Украины, первый заместитель командующего Сил специальных операций ВСУ Сергей Кривонос.

Читайте в первой части Сможет ли Украина договориться о мире с Россией: откровенное интервью с Криновосом

О ситуации с водой в Крыму

В Крыму сейчас сложная ситуация с водой. В середине лета назначили нового главнокомандующего ВМС Украины (контрадмирала Алексея Неижпапу – 24 канал). Он говорил о том, что Украина готовится к возможной полномасштабной войне с Россией в направлении Крыма. И как раз это было сказано в контексте того, что на полуострове нет воды. Как вы думаете, возможен ли сценарий развертывания силового противостояния со стороны России для того, чтобы обеспечить Крым водой?

Проблема воды – это проблема из тех спекуляций, которые позволяют россиянам поднимать определенный градус. На самом деле руководство России совершенно не интересует население Крыма. Их интересует на территории Крыма только одно – расположение их военных баз. Не больше, чем аэродромов, воинских частей, складов. Крым был аннексирован в районе Кизилташа – бывшая база хранения ядерных боеприпасов. Это огромный комплекс подземных тоннелей с общим количеством до 30 километров тоннелей в горах, которые позволяли хранить ядерные боеприпасы.

кизилташ крим ядерні боєприпаси
Вход в хранилище, где хранились ядерные боеприпасы в Крыму / Фото из Википедии

Это восстановлено. И я так четко понимаю, что это уже функционирует в полном объеме, и ядерные боеприпасы уже могут размещаться там. Это угроза не только для Украины, но и европейского и мирового общества. Это один из примеров. Поэтому на военных воду они найдут, а на гражданских им абсолютно наплевать.

Смотрите полное видео интервью с Сергеем Кривоносом:

Можно ли было защитить Крым в 2014 году

Я читал известный протокол с конца февраля 2014 года, когда рассматривался на СНБО вопрос о Крыме. Там четко прослеживалось: единственным, кто выступал за то, чтобы защищать украинский Крым, был Турчинов. Все остальные откровенно сказали: "Нет, мы не будем ничего делать для того, чтобы за Крым бороться". Как вы думаете, возможно ли было бы тогда защитить Крым? Или это была фактическая измена со стороны СНБО?

Я думаю, что этот вопрос лучше задать господину Турчинову и тем, кто были на том совещании. Я не был на совещании. Протокол – это одно, а другое – те дебаты. Я на тот момент был начальником Штаба высокомобильных десантных войск и четко понимал ситуацию, которая была в Крыму. Если бы тогда все было в соответствии с планом, проработанным в декабре 2013 года по противодействию возможному захвату территорий Крыма и других участков нашей страны, это было бы нормально. Все бы сложилось иначе, если бы в свое время, соответствующего тому плану, были введены нужные части, возможно, россияне и отказались бы.

Имеем то, что имеем. Но мы должны учесть те ошибки, тот провал, когда десятки тысяч военнослужащих Вооруженных сил изменили своей присяге. Почему? Потому что отсутствие национальной идеи и национальных ценностей, нормальной национальной идеологии привело к тому, что мы потеряли этих людей. И когда говорят, что там остались только крымчане – нет. Там очень много тех, кто были непосредственно из Львова, Ивано-Франковска. Из разных территорий, из разных областей нашей страны, но остались там.

сергій кривонос
Интервью с Сергеем Кривоносом / Фото 24 канала

Правду говорят, что в конце февраля в Крым уже летели украинские военные самолеты с десантниками?

Практически, да. Они были готовы.

►79 мобильная бригада на 20 часов уже должна была начинать движение. Это было 27 февраля 2014 года. Маршрут они знали, потому что неоднократно были в Крыму. И в 20 часов должно было начаться движение. В 2 ночи мы должны были быть в Джанкое. А в 9 утра часть должна была быть в Керчи. Другая половина к этому времени должна была быть в Симферополе. 79 бригада к этому была готова. В этом вопросе она была подготовлена.

► Следующей за ней должна была заходить 25 воздушно-десантная бригада. Кроме того, там уже находились группы специального назначения 3-го, 8-го полков спецназа и 73 центра.

► На следующем этапе туда должны были заводиться непосредственно 72 механизированная бригада и другие воинские части. Вооруженные силы свой маневр знали. Но предыдущее руководство генерального штаба не подписало в свое время боевое распоряжение для начала второго этапа этого плана.

Первый этап был отработан. Усиленная разведывательная рота 25 воздушно-десантной бригады, как передал отряд, находилась в Крыму. Это единственное подразделение, которое вышло из Крыма полностью со своим оружием. Они вышли в начале марта. Потому что россияне поняли, что наши десантники просто так не сдадутся. И они вынуждены были за счет определенных политических гонок их выпустить.

Обратите внимание Как Россия аннексировала Крым: ретроспектива растерянности и измены

Можно было работать и с другими частями. Но опять вопрос отсутствия идеологии, отсутствия поддержки и уверенности. Потому что воин должен быть уверенным, что за него государство переживает, не бросит. Не было, к сожалению, созданной этой системы. Не только в Крыму, но и в других воинских частях на тот момент. Поэтому это расшатывание ситуации – аспект информационно-психологического влияния на украинцев, которые служили в Крыму. Даже на экономическом уровне подчеркивалось, что российские военные живут лучше, получают большие деньги. Как только Крым был аннексирован, все надбавки россиянам были убраны. Но это же природа таких моментов. Это четко нужно понимать.

В течение всего года руководству нашей страны было наплевать на эти проблемы. Так же как в свое время мы профукали Черноморский флот, который должны были забрать в полном объеме. В 1992 – 1993 годах России было совершенно не до Черноморского флота. Там все разборки шли в Москве. Помните, как в 1993 году был расстрел Белого дома? Это все природа того, что на тот момент не было внимания, можно было играть. Но подход должен быть государственнический: понимать, что мы и как забираем.

"Расстрел Белого дома" в 1993 году: что известно

В 1993 году в Российской Федерации возник конституционный кризис, который был следствием противостояния между президентом Борисом Ельцином и его сторонниками и членами Верховного совета во главе с Русланом Хасбулатовым.

Когда борьба за власть обострилась, Ельцин применил танки и БТР. В результате противостояния в Москве в октябре 1993 года погибли около 150 человек, 384 были ранены.

О работе СНБО

За 30 лет независимости верховные главнокомандующие и, собственно, Совет национальной безопасности и обороны Украины, приняли немало решений, которые не усиливали Украину. Сейчас СНБО – это тот орган, который стоит на страже?

Не очень корректно обсуждать работу моего руководителя и вообще СНБО. Возможно, этот вопрос лучше задать оппозиционерам. Мне бы хотелось, чтобы вся работа проводилась лучше. Чтобы лучше и чаще в СНБО говорили о безопасности государства, о военной безопасности. Чаще произносили слово "война" и чаще говорили о нашей победе в этой войне. Но о чем можно говорить, если людей, которые прошли войну и имеют военный опыт, в аппарате СНБО всего 3 – 4.

В течение лета много было разговоров о том, что происходит определенное сокращение Вооруженных сил. Можете объяснить, что это значит?

Опять же, это манипуляция для расшатывания ситуации внутри Украины нашими же руками. Никакого сокращения, как это понимают люди, нет. Есть четкий комментарий на сайте Минобороны, а также Генштаба о том, что это такое, а также каким образом происходит. Добавить к сказанному Генштабом я ничего не могу. Предательства пока я не вижу.

Как воспитать поколение украинских политиков

Что необходимо сделать для того, чтобы воспитать новое поколение украинских политиков?

Даже, что касается территориальной обороны, вы понимаете, что огромный провал в информационном пространстве, что такое территориальная оборона. Уже в сентябре была защита докторской диссертации в Академии службы безопасности Украины, что касается вопросов территориальной обороны. Я выступал там, и сказал, что задача номер один наших основных силовых вузов – готовить по вопросам территориальной обороны не только силовиков, но и гражданских. Непосредственно в служебное время – от глав объединенных территориальных общин, заканчивая министрами, потому что это как ликбез. Хотя бы в течение недели-двух на базе всех вузов надо проводить обучение и объяснять, что это такое, каким образом оно решается, как, кому, что работать, какое министерство, какие ведомства в своем направлении работают, что делает, непосредственно, на уровне области, каким образом взаимодействует руководство, как создаются ситуационные центры, как идет сбор информации, как идет управление, как организовывается взаимодействие – это все надо.

Надо готовить этих людей не "методом научного тыка", а за счет определенных сборов этого ликбеза на уровне всей страны. Мы это можем сделать. Что касается политиков, это же также можно делать.► Вот посмотрите пример Соединенных Штатов. У них политик в 30 лет совершенно не может стать политиком на уровне сенатора, потому что step by step – шаг за шагом они идут к тому. Они работают внутри системы: вторыми помощниками, третьими помощниками, потом первыми помощниками и постепенно они понимают, как работает система. Они работают в разных министерствах, они перемещаются по вертикалям, по горизонту перемещаются. И они получают те навыки, ту информацию, которая позволяет им понимать ситуации, и принимать потом правильные взвешенные решения. Это надо делать.

Читайте также Нарезное оружие дома: Кривонос раскрыл детали закона о территориальной обороне

Я с уважением отношусь к молодежи, но надо учиться. Нам подают определенные принципы, такие как "ленинский принцип", что и кухарка может править государством. Это вырванное из контекста предложение.

► Если люди не понимают простых вещей, люди, которые не знают сколько народных депутатов в составе Верховной Рады, сколько и каких министерств, какие законы существуют, которые определяют направления ответственности определенных министерств – это очень проблематично. Поэтому это как раз вопрос организации ликбеза, это должна учить государственная программа. Это должно преподаваться в вузах. И не только по специализациям, то есть политологи, а, непосредственно, как ликбезы практически во всех вузах, касающихся государственного устройства Украины.

Сергій Кривонос
Сергей Кривонос / Фото 24 канала

Это обязательно надо делать. Так же как мы предлагаем в дальнейшем, в соответствии с программой "5 шагов", ликвидацию информационной безграмотности нашего населения, противодействие информационной агрессии Российской Федерации. Потому что в нашей стране нами преимущественно манипулируют. И люди не могут оценивать, что такое и каким образом осуществляется внесение определенной информации, формирование определенного взгляда через использование каналов СМИ, интернет-ресурсов. Людям формируют точку зрения и они думают, что думают правильно. Они неспособны анализировать.

Почему? Потому что люди не понимают, что такое информационно-психологическая война, и хотя бы аспект. А мы предполагаем, что аспекты информационно-психологических операций должны преподаваться в любом вузе нашей страны: в технических направлениях с техническим, на уровне 70 – 90 часов. Но люди, которые заканчивают и получают высшее образование, потом не понимают, каким образом манипулируют ими, они не понимают, каким образом они правильно могут оценить ситуацию по той информации, которая подается, сделать правильный вывод для себя, самостоятельно, а не навязыванием, не зомбированием граждан Украины.

О собственных политических амбициях

Вы рассказали много интересных вещей. И видно, что имеете определенное комплексное видение того, какие системы, собственно, строить. Не могу не задать вопрос: сами вы имеете политические амбиции в будущем?

Мои политические амбиции сейчас заключаются в том, чтобы создать систему безопасности страны. И я хочу как раз на своем посту сначала создать то, что сделает нашу страну сильной. Что касается политических амбиций – со временем, возможно. Знаете, в свое время я изучал многих военных, ставших политиками, очень придирчиво. Даже и Черчилль был военным (гусаром). Но в 1996 году генерал Лебедь, такой одиозный мощный десантник, сказал: "Если в политику идут генералы, значит в стране полная задница".

И реальная ситуация заключается в том, что подаются примеры, как у нас не все хорошо сейчас. Но пойти в политику сегодня – нет. Я хочу сначала создать то, что я должен создать:

  • территориальную оборону, за счет тех людей, которые меня понимают и поддерживают;
  • военно-патриотическое воспитание населения, не только молодежи;
  • информационное сопротивление российской агрессии;
  • довоенная подготовка населения.

Это движение сопротивления Украины, та программа "5 шагов", которая была издана указом президента от мая 2019 года. Это то, что может сделать страну. Для меня – это задача номер один.