Журналисты 24 канала собрали факты из жизни министра, его достижения и провалы на посту.

Читайте также: НАБУ объявило Омеляну подозрение в незаконном обогащении

Образование

Родом Омелян из Львова. Ему всего 39 лет.

В 2000-м Омелян закончил Львовский национальный университет им. Франко по специальности "Финансы, международные отношения" (бакалавр). А полное высшее образование получил в 2001-м в "Львовской политехнике" по специальности "Экономика и предпринимательство".

Карьера

Имеет немалый опыт работы в госаппарате. Собственно с 2000-го Омелян находится на государственной службе. Работал в Министерстве иностранных дел, Министерстве экономики и в Министерстве охраны окружающей природной среды. С 2010-го был советником, а впоследствии – начальником отдела Российской Федерации Первого территориального департамента МИД Украины.

Приход в Министерство инфраструктуры

С 2012-го работал в Кабмине, где и пошел на повышение. В декабре 2014-го Омеляна назначили заместителем Министра инфраструктуры Украины, которое он возглавил уже в правительстве Гройсмана в апреле 2016-го. Назначен по квоте "Народного фронта".

СМИ также отмечали, что Владимир Бевза – брат жены Омеляна, который в свое время занимал высокие должности в Кабмине – помог Омеляну устроиться в Мининфраструктуры.

Реформирование "Укрзализныци" и ссоры с Балчуном

Омелян во время каденции заявил о грандиозных планах реформировать "Укрзализныцю", которые до сих пор остались мечтами. Он инициировал преобразование УЗ в акционерное общество и возглавил наблюдательный совет перевозчика.


Омелян называл Балчуна "капризным шоуменом"

Омелян отметился ссорами с экс-руководителем УЗ поляком-музыкантом Войцехом Балчуном. Они просто не подружились. Омелян даже расширил функции Наблюдательного совета УЗ вопреки законодательству и обязал членов правления согласовывать с Наблюдательным советом все кадровые решения. Он обвинил Балчуна в отсутствии прогресса в борьбе с коррупцией. Мол, тот закупает ненужные предметы и занимается политическими договоренностями вместо реальной работы.

Кроме того, финансовое и техническое состояние тоже желает лучшего. По его словам, 90% подвижного состава в неудовлетворительном состоянии. А реальные инвестиции в локомотивы и инфраструктуру начнутся только после смены команды УЗ, настаивал Омелян.

Балчун в ответ говорил, что Омелян – некомпетентен. Омелян и Гройсман ссорились, потому что премьер поддерживал Балчуна. Кто-то должен был уйти... И впоследствии с должности отстранить Балчуна, а на его место пришел экс-заместитель министра инфраструктуры и по совместительству друг Омеляна Евгений Кравцов.

Читайте также: Топ-5 невыполненных обещаний: чем успел оскандалитись глава "Укрзализныци" за год

Лоукост по-украински

Омелян занимался развитием в Украине рынка дешевых авиаперевозок. В частности, внутренних: с 2016-го в работу запустили два перелета с Киева до Черновцов. Основной проблемой с внедрением "открытого неба" с ЕС Омелян считает монополию перевозчиков МАУ и бизнеса Коломойского.

Однако по исследованиям журналиста Александра Дубинского, желая попиариться на теме low-cost авиалиний, Омелян выдал разрешения на полеты авиакомпаниям, которые эксплуатируют ржавый металлолом.

Из-за дефицита бортов, псевдо-лоу-косты начали активно наполнять свой парк самолетами возраста 20+ лет, которые ранее были сняты с эксплуатации другими украинскими авиакомпаниями. В Частности, Аэросвитом.Старые самолеты – способ максимально удешевить перевозку,
– пояснил журналист.

Дубинский называет эти борта "гробами на крыльях", а Омелян продолжает хвалиться ростом авиационных и чартерных перевозок. Правда, трудно отрицать, что полеты для украинцев стали доступнее. А МАУ, перестав быть монополистом, тоже снизила цены.

Скандал с Uber

Омелян поддержал приход в Украину иностранного сервиса такси Uber. Но революции пассажирских перевозок не произошло. Нового законодательства, которое бы регулировало рынок такси, не ввели.

Кроме того, многие эксперты отмечают, что деньги украинцев, которые оплачивают сервис Uber, идут не в украинский бюджет, а в иностранные.

О том, что в Украине самый дешевый рынок такси в мире, что в первую очередь это свидетельствует о "беспределе" в этой области, заявлял глава профсоюза таксистов Василий Попик.

Законопроект "О такси", который должен был решить проблему, внесли в парламент еще в 2016-м, однако его принятие сильно затянулось.

"С нашими бездельниками в Верховной Раде, вы видите, что вероятность принятия этого закона – ноль", – подытожил глава профсоюза.

Омелян акцентировал, что чиновники тоже хотят, чтобы провайдеры такси перешли в прозрачную зону.

"Когда Uber заходила в Украину, ее представители уверяли, что готовы работать в законодательном поле Украины", – сказал Омелян.

Однако законопроект до сих пор не принят, а таксисты работают как и раньше.

Создание Государственного дорожного фонда

Для развития работы над дорогами Омелян создал Государственный дорожный фонд, в который поступают акцизы от продажи топлива. По планам министерства, фонд должен ежегодно пополняться на 40 млрд грн. Эти деньги будут выделяться на строительство дорог.

Министр инфраструктуры отмечал, что Государственный дорожный фонд работает успешно и предусматривает защищенное финансирование дорожной отрасли в 2018 году на уровне 32 млрд гривен. Однако руководство части областей не использует деньги.

Сегодня Омелян обнародовал рейтинг областями использования денег Государственного дорожного фонда на местные дороги по состоянию на 31 августа 2018 года в Facebook.

Среди лидеров использования средств Дорожного фонда – Хмельницкая (99%), Ивано-Франковска (86%), Черниговская (84%), Винницкая (83%), Львовская (80%) и Киев (84%).

А еще в феврале этого года глава министерства инфраструктуры громко анонсировал строительство тестовой площадки для сверхбыстрой транспортной системы Hyperloop, разработанной Илоном Маском.

"Сверхскоростные железные дороги, которые движутся со скоростью 250-300 км/ч, уходят в прошлое с появлением Hyperloop", – рассказал Омелян.

Это заявление изрядно взбудоражила украинцев, которые сразу вспомнили о линии метро на Троещину, состояние дорог и электричек.

В чем его обвиняют

Так что же прописано в его декларации? По данным следствия, Омелян с 1 января 2000 года до 26 апреля 2018 года, получил 2,17 млн грн официального дохода. Тогда как его расходы составили только в период с 2008 года до 26 апреля 2015 года минимум 3,45 млн грн.

Детективы НАБУ выяснили, что в 2015-м, будучи заместителем министра инфраструктуры, чиновник получил новый незадекларированный внедорожник BMW X5 2015 года выпуска и наличные деньги в сумме 90 тысяч долларов и 25 тысяч евро. Общая стоимость таких активов на тот момент составляла 4 230 500 гривен, заявляет бюро.

В декларации идет речь только об одной машине – Skoda Superb, купленной в 2014-м за 467 тысяч гривен. Также в его собственности – две столичных квартиры общей площадью 46, 9 м2 и 82, 5 м2.

По словам политического эксперта Андрея Вигиринского, в расследованиях о незаконном обогащении отправной точкой является 2016 год, когда было первое е-декларирование. Именно тогда в декларации появилась графа о денежных сбережениях в виде наличных. К тому моменту госслужащий не был обязан вносить в декларацию денежные сбережения.

"Омелян мог заработать и сэкономить деньги до 2000 года, получить наследство или денежный подарок от кого-то. Если бы министр в 2016 году не задекларировал наличные и авто, тогда бы он предоставил недостоверную информацию. И это преступление", – пояснил эксперт.

Скандал вокруг жены

Женат на дизайнере Светлане Бевзе, ее обвиняли в продаже платьев в Россию. Об этом заявлял журналист Дубинский на своей странице в ФБ. Он показал скрины выставленных на продажу Светланой Бевзой платьев ее бренда Bevza на российском интернет-портале одежды и обуви Shopomio.


Скриншот с фб-страницы журналиста Дубинского

По словам Омеляна, информацию запустили российские СМИ, и это не имеет ничего общего с реальностью.

Читайте также: Украинцам нечего делать в России, – Омелян

Дети чиновника имеют гражданство США. По словам министра, рожать детей в Штатах не было в планах семьи, просто так сложились обстоятельства.