Децентрализацией по сепаратизму
В украинском обществе до сих пор продолжается дискуссия о принятии так называемых законов "об особом статусе в Донбассе" и "амнистии террористам, которые готовы сложить оружие".
Украинские эксперты продолжают спорить о целесообразности принятия этих законов. А новая оппозиция, оседлав волну недовольства принятием законов, продолжает плодить их симулякры, увеличивая в обществе вакуум адекватной информации.
Правда, правящая команда тоже откровенно лукавит, когда говорит, что принятые законы смогут вернуть Украине контроль над всем Донбассом.
Стоит также напомнить, что эти законы стали компромиссом, и были согласованы украинской стороной и сепаратистами в рамках реализации Минского протокола о перемирии.
Недовольство
После бурного закрытого голосования в Верховной Раде за президентские законы "об особом статусе на Донбассе" и "амнистию" для террористов, которые сложат оружие, часть депутатов демонстративно вытащила карточки для голосования, чтобы публично засвидетельствовать свое возмущение непрозрачным процессом голосования и отсутствием обсуждения законопроектов.
Вопреки этому, большинство приняло законопроекты, а бурная реакция перешла на улицу Банковую. Представители правых сил зажгли шины и попытались попасть сквозь кордоны милиции в офис президента, который в то время вылетел в Канаду.
Манипуляции с текстом
Больше всего нареканий в части депутатов вызвал факт манипуляции с законом "об особом статусе". В первой редакции проекта закона, который был подан на голосование, отмечалось, что введение особого порядка в населенных пунктах определяется Верховной Радой Украины. Однако, после принятия, на официальном сайте Рады появилась новая редакция закона. В ней отмечалось, что уже не ВРУ определяет территории с особым статусом, а руководитель Антитеррористического центра при СБУ.
Первичную редакцию закона все же вернули назад, потому что спикер парламента Александр Турчинов отказался подписывать измененный текст закона.
Эта деталь очень важна. Разница заключается в том, что руководитель АТО-центра в ручном режиме и единолично мог определять и изменять районы с особым статусом. А в первоначальном варианте, который должен быть реализован, только постановлением Верховной Рады можно определить перечень населенных пунктов с особым порядком местного самоуправления.
Это означает, что этот закон не начнет действовать, даже когда его подпишет и Председатель Верховной Рады, и Президент, пока парламент не определит территории с особым статусом.
Власть "сливает" Донбасс?
Много говорилось о том, что этим законом легализуют власть сепаратистов на де-факто оккупированных территориях. Они получат всю полноту власти в определенных районах. Таким образом, центральная власть в Киеве, потеряв фактический контроль над этой территорией, потеряет еще и юридическую основу.
Важнейшим аспектом, который проливает свет на эту гипотезу, является 5 статья закона. В ней говорится, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины соответствующими территориальными общинами непосредственно и через органы местного самоуправления.
Иными словами, если сепаратисты пожелают получить легитимную местную власть, то они будут вынуждены осуществлять это в рамках правового поля украинского государства. То есть, о других вариациях с признанием правового статуса квазиобразований "ДНР", "ЛНР" или "Новороссия" речь не идет. Хотя сепаратисты пытаются имитировать законодательный процесс и принимать собственные псевдозаконы.
В этом есть своя хитрость — посадить сепаратистов в украинское законодательное поле. Дело в другом: собираются ли боевики вообще выполнять подписанный ими мирный протокол в Минске.
Будут ли боевики милиционерами?
Дразнящий аспект для многих людей, который их больше всего возмутил, это якобы статья принятого закона, которая позволяет террористам формировать ряды новой милиции на подконтрольных им территориях.
Однако на самом деле в статье № 9 речь идет о формировании отрядов народной милиции, которые будут иметь полномочия исключительно в сфере охраны общественного порядка. Координировать соответствующие отряды будут сельские, поселковые и городские головы населенных пунктов. То есть, фактически речь идет о формировании муниципальной милиции, которая не будет иметь полномочий следственных действий и уголовного розыска.
Как будут назначаться судьи и прокуроры в районах с особым статусом?
Этот аспект наиболее плохо прописан в этом законе. Закон не регламентирует процедуру назначения на руководящие должности в этих органах. В законе указано, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей законами Украины вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов.
Итак, если переговорный процесс будет иметь продолжение, то ряд законов вокруг "особого статуса" будут приниматься дополнительным пакетом, в частности, закон, который будет регламентировать процедуру назначения руководителей прокуратуры и судов.
Между строками
Закон об особом порядке осуществления местного самоуправления должен стать не только компромиссом в переговорах с сепаратистами, но и ввести в Украине первые районы, которые будут функционировать на принципах децентрализации, что по сути является пилотным проектом реформы местного самоуправления.
Кроме того, закон должен сформировать более 100 субъектов местного самоуправления. Каждое село, поселок и город в районе с особым статусом будет отдельным субъектом, что, вероятно, может распылить силы сепаратистов.
Однако, президент пообещал, что оба закона будут введены только в случае, если террористы пойдут путем деэскалации. Сейчас мирные договоренности боевиками постоянно нарушаются. Заработают ли "донбасские законы" — увидим в ближайшие две недели.
Дмитрий Бобрицкий