Дезинформация – верный спутник вражеских режимов, которым надо сбить с толку народы свободного мира. Этим приемом постоянно пользуется Россия, распространяя свою искаженную пропаганду об Украине и западном мире. В этом году Россия активизировала распространение лжи накануне европейских и американских выборов, а также Олимпиады в Париже.

Дезинформацией злоупотребляет не только государство-агрессор. Ее используют и в США – в частности, последний случай это дипфейк о кандидате в президенты Камале Харрис.

24 Канал рассказывает, как в интернете можно обмануть тысячи людей и какая ситуация с дезинформацией в Украине.

Отказ действующего президента США Джо Байдена баллотироваться на второй срок и избрание кандидата Камалы Харрис, которая является вице-президентом, вызвало волну мемов в интернете.

Сторонники Харрис в соцсетях сосредоточились на забавных моментах из речей вице-президента за последние годы. Например, "вы что, упали с кокосовой пальмы?". Тем временем сторонники Дональда Трампа распространили в соцсетях манипулятивные материалы с фейковой речью Харрис.

К теме Дочь мигрантов: кто такая Камала Харрис, что говорила об Украине и какие шансы против Трампа

Однако некоторые сторонники кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа выбрали другой путь: распространили в социальных сетях манипулированные СМИ, демонстрируя фальшивую речь, которую Камала Харрис так и не произнесла.


Камала Харрис / Коллаж 24 Канала

Впоследствии организация Media Matters for America опубликовала отчет о вирусном ролике, который получил миллионы просмотров в TikTok. Вскоре после публикации отчета TikTok удалил сообщения, а также фальшивое аудио с платформы.

TikTok имеет четкую политику против вредного контента, созданного искусственным интеллектом, и ложно отредактированных медиа, и активно удаляет этот контент, одновременно сотрудничая со специалистами по проверке фактов, чтобы оценить точность контента на TikTok в режиме реального времени,
– заявил представитель соцсети на запрос издания Mashable.

Это не первый случай, когда дипфейк Камалы Харрис распространяется в соцсетях, – то же случилось в прошлом году.

"Сегодня есть сегодня, а вчера было сегодня вчера, – невнятно произносит странную цитату Камала Харрис в вирусном дипфейке. – Завтра будет сегодня завтра. Поэтому живите сегодня, чтобы будущее сегодня было таким, как прошлое сегодня, каким оно есть завтра". На самом деле вице-президент никогда этого не говорила.

Читайте также Маск финансирует Трампа и может стать его советником: угрожает ли это Украине и какие последствия для мира

В отличие от оригинального видео, в дипфейке вокруг рта Харрис можно заметить "цифровой шум", что свидетельствует о редактировании речи. Кроме того, у фейка нет ни фонового шума, ни шума толпы.

Неудивительно, что в соцсети X, которая принадлежит Илону Маску, вероятному будущему советнику Трампа при условии победы последнего, ролик до сих пор не удален. Кроме того, сам Илон Маск опубликовал фейковое видео с якобы предвыборной кампанией Харрис.

Изначально видео с лозунгами кампании вышло на странице в X, связанной с консервативным подкастером Крисом Кольсом, и было обозначено как пародия. Однако Маск лишь дописал в репосте "Это удивительно", не заметив, что видео неправдивое.

Гэвин Ньюсом, губернатор-демократ Калифорнии, отреагировал на сообщение Маска, заявив, что публикация видео "должна быть незаконной" и что он вскоре подпишет законопроект о запрете такого контента. Маск ответил на это, что "пародия в Америке не запрещена".

Читайте также Илон Маск опубликовал поддельное видео Камалы Харрис, пока его ИИ Grok врет о выборах

К общемировым конспирологическим или дезинформационным тенденциям – сначала на тему пандемии и вакцинации, а затем с использованием искусственного интеллекта – в Украине добавляется влияние России. Это множество тем: военные преступления, применение оружия, обращение с военнопленными, экономическая и энергетическая ситуации.

Один из методов России – информационное алиби, объясняют в Центре противодействия дезинформации. Это превентивное обвинение одной стороной другой в действиях, которые будут совершены ею же. Среди случаев информационного алиби – сообщение о том, что Украина якобы планирует подрыв драмтеатра в Мариуполе, об угрозе на железной дороге в Краматорске, о возможном обстреле колонии в Еленовке, где удерживали пленных. Все это было сделано накануне терактов, устроенных в этих местах Россией.

К теме Папа Римский в Balenciaga и Иисус-креветка: как ИИ превращает соцсети в зомби-интернет

Также агрессор распространяет ложную информацию об украинских беженцах. В Центре противодействия дезинформации обнаружили три основных направления такой информации:

  • демонизация украинских беженцев, направленная на европейскую аудиторию;
  • демонизация стран ЕС в вопросе поддержки украинских беженцев, направленная на российскую и украинскую аудитории;
  • позиционирование России как лучшего приюта для украинских беженцев.

Российские пропагандисты распространяют ложь об Украине через сотни телеграм-каналов, TikTok-аккаунтов, страниц в X.

Интернет и соцсети переполнены ложной информацией, и часто ее трудно отличить от правды, особенно, если пользователь – "не в контексте". Если у вас возникает сомнение относительно правдивости распространенной информации, стоит прибегнуть к таким шагам:

  • подумайте, кому будет выгодно распространять именно эту информацию, особенно во время выборов или боевых действий. Стоит не учитывать новости на основе теорий заговоров, безосновательных обвинений, заинтересованности одной стороны (если речь идет о выборах);
  • не вся дезинформация создана с серьезной целью. Некоторые сообщения, такие как картинки сгенерированные ИИ, созданы с целью троллинга, мошенничества или развлечения;
  • не распространяйте информацию из соцсетей, подождите, пока ее подтвердят проверенные СМИ или органы власти, или официальные источники;
  • найдите источник распространения – не стоит доверять информации из соцсетей, даже если вам переслал ее член семьи. Стоит поискать название медиа, что распространяет подозрительную информацию, в Google, а также найти историю распространения новостей – они могут быть неактуальными;
  • создайте список проверенных источников информации;
  • не доверяйте картинкам, сгенерированным искусственным интеллектом. Обычно их распространяют в соцсетях с подписями "посмотрите, что я сделал своими руками", "это два брата, которые пошли воевать, поддержите их" и тому подобное.