В июле 2016 украинские военные получили от "Укроборонпрома" 10 новеньких бронемашин. Впрочем, "Дозор-Б" новинкой не назовешь. Харьковское конструкторское бюро создало демонстрационную модель еще в далеком 2004 году. Но тогда такая боевая лошадка была никому не нужна.

Поэтому прототип пылился на складе 10 лет, пока в 2014-м не разгорелись военные действия на Востоке Украины. В одно мгновение эти бронеавтомобили стали на вес золота и воплощать проект взялись сразу на трех заводах.

Главная задача "Дозора-Б" – транспортировка личного состава, прикрытие подразделений и перевозка грузов весом до двух тонн. В конце концов бронетранспортер стал основным транспортным средством в условиях боевых действий.

На него можно установить зенитную пулеметную установку, автоматический гранатомет 30-ти или 40-камиллиметрового калибра или боевой модуль "Вий" с дистанционным управлением. Огонь можно вести как по воздушным, так и наземным целям.

"Дозор-Б" разгоняется максимально до 120 км в час, а конструкция подвески позволяет сохранять высокую скорость и на бездорожье. Система централизованной подкачки колес меняет давление в шинах в зависимости от дорожного покрытия, а полного бака хватит, чтобы проехать 700 километров.

Читайте также: Украинцы построили один из самых длинных разводных мостов Европы

От подрыва на фугасе машину защищает сферическое днище. Фильтро-вентиляционная установка очистит воздух от ядовитых веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей. А в случае необходимости бронетранспортер и сам может создавать дымовую завесу. Заинтересовались украинской разработкой и за рубежом.

В 2013 году польская компания Mista приобрела в Украине лицензию на производство. Польская модификация "Дозора-Б" будет называться "Онцилла". А вот в конце 2015 Укроборонпром подписал договор о сотрудничестве с чешской компанией, которая поможет довести бронетранспортер до натовских стандартов. Сейчас мощности украинских оружейников позволяют изготавливать более 100 экземпляров "Дозора-Б" в год.