С момента создания авиационной коалиции прошло уже немало месяцев – и вот 31 июля стало известно, что истребители F-16 прибыли в Украину. Но лишь на день Воздушных Сил Владимир Зеленский официально подтвердил поступление западной авиации и даже указал, что ее уже начали использовать. По данным западной прессы, эти истребители применялись для противовоздушной обороны.

О каком количестве F-16 идет – пока неизвестно. По данным The Economist, в первую партию вошло 10 истребителей. В то же время уже 7 декабря Владимир Зеленский сообщил, что в Украину прибыла вторая партия F-16 от Дании. На саммите НАТО в Вашингтоне президент Владимир Зеленский заявил, что нашей стране нужны не менее 128 американских самолетов.

Какие характеристики истребителей F-16, на что они способны и как могут помочь нашему государству – читайте в материале 24 Канала.

Интересно Французский мираж для ВСУ: на что способны самолеты Mirage 2000 и какие боевые задачи будут выполнять

Истребители F-16 находятся на вооружении 24 стран мира. По состоянию на 2009 год было построено 4 400 таких воздушных судов.

В 2016 году в эксплуатации находилось 2 500 "Файтинг Фелкон". Истребители уже не строятся для ВВС США, однако их производят для экспорта. Самолеты F-16 начали становиться на вооружение ВВС США с 1978 года.

Основные характеристики F-16:

  • может разгоняться максимум до 2 178 километров в час;
  • имеет шестиствольную авиационную пушку;
  • боевой радиус действия составляет 1 800 километров;
  • весит около 13 тонн (вместе с двумя ракетами на борту);
  • может преодолеть расстояние до 4 220 километров;
  • размах крыльев – почти 9,5 метра.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

F-16 – это моноплан со средне расположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический с однокилевым оперением.

Плавное сопряжение крыла и фюзеляжа позволяет обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция на 78,3% выполнена из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% – углепластик и 3,7% – сталь.

Для обеспечения простоты эксплуатации самолет имеет 228 люков и съемных панелей. Двигатель имеет под фюзеляжный воздухозаборник.

Кабина оборудована регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы "Макдоннелл-Дуглас" ACESII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 километров в час на высотах до 15 000 метров. Система управления самолетом – электродистанционная с четырехкратным резервированием.

Распределение количества F-16 по модификациям следующее:

  • F-16A/B Block 1/5/10 – 600 единиц,
  • F-16A/B Block 15 – 983 единицы,
  • F-16A/B Block 20 – 150 единиц,
  • F-16C/D Block 25 (с 1984 года) – 244 единицы,
  • F-16C/D Block 30/32 – 733 единицы,
  • F-16C/D Block 40/42 – 615 единиц,
  • F-16C/D Block 50/52 – 830 единиц,
  • F-16C/D Block 50/52 Plus – около 300 единиц,
  • F-16E/F Block 60 – 80 единиц,
  • F-16V Block 70/72 – около 130 единиц заказано

Как писал "Милитарный", в течение своей жизни, уже стоящие на вооружении F-16 получали пакетные программы модернизации. Они назывались Mid-Life Update (MLU).

Первый пакет разработан в начале 90-х годов для того, чтобы подтянуть боевые возможности F-16A/B до уровня F-16C/D Block 50/52, в первую очередь улучшить надежность и ремонтопригодность самолетов.

Первыми покупателями этого набора модернизации выступили Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия и Португалия. В дальнейшем список стран, модернизирующих свои самолеты согласно разным пакетам, только расширялся.

Начальная модернизация M3 tape охватывала интеграцию Link-16, бомб с GPS коррекцией GBU-30/32, нашлемную систему индикации, модернизацию радара путем установки нового бортового вычислителя.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

В дальнейшем стали доступны следующие пакеты модернизации:

  • M4 tape – интеграция ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9X и IRIS-T, продвинутого Link-16, прицельного контейнера SNIPER и повышения его возможностей, обновление прицельной системы для противорадиолокационных ракет HTS.
  • M5 tape – интеграция тактических планирующих управляемых авиабомб AGM-154 JSOW, авиабомб с лазерной наводкой EGBU-12, более устойчивых к помехам GPS/ИНС, обновленный Link-16, дополнительные системы коммуникации и вооружений.
  • M6 tape – интеграция новой системы "свой-чужой", ракет "воздух-воздух" средней дальности AIM-120D, высокоточных авиабомб GBU-39, GBU-54 JDAM, обновленный Link-16, системы избегания столкновения с землей, улучшенные пилоны BRU-69, обновление определенных систем коммуникации и контроля.
  • M7 tape – интеграция радара с АФАР AN/APG-83, последние модификации AIM-120D, JASSM-ER, модернизация систем коммуникации и управления.

Скорее всего, Украина надеется, что получит современные истребители в качестве военной помощи. "Милитарный" привел ориентировочную стоимость модернизированных F-16 в разных странах мира.

Греция – модернизация 84 единиц F-16 block 30 и block 50 до уровня F-16V Block 70/72, то есть M7 tape пакет по цене 1,5 миллиарда долларов, то есть около 18 миллионов долларов за единицу.

Сингапур – 60 единиц F-16C/D Block 52 и Advanced Block 52 по цене 17 миллионов долларов за единицу за пакет модернизации M7 tape.

Румыния – после получения последнего из 17 F-16A/B Block 20 MLU M5.2R, все они будут модернизированы до уровня M6XR. На модернизацию и логистическую поддержку этого флота уже получено согласие правительства США за 175 миллионов долларов.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Для сравнения ориентировочная стоимость нового самолета F-16V Block 70/72 (у производителя) – 64 миллиона долларов без учета вооружения, подготовки персонала и сопутствующих расходов.

Как отмечает "Милитарный", по цене 20 – 30 миллионов долларов можно купить отремонтированные и модернизированные не до самого высокого уровня самолеты F-16A/B, которым уже около 35 лет.

Во время саммита НАТО в Вашингтоне президент Владимир Зеленский заявил, что Украине нужны 128 американских истребителей. И речь идет о потребности в краткосрочной перспективе, то есть то, что нужно уже и сейчас. Конечно, в долгосрочной перспективе нужно гораздо больше истребителей.

По состоянию на сейчас авиационная коалиция согласовала передачу около сотни бортов F-16 Украине, однако это все длительные планы. Первоначально Украина получит 10 – 20 истребителей. В общем о предоставлении Украине самолетов уже объявили:

  • Бельгия – 30 самолетов;
  • Дания – 19 самолетов;
  • Нидерланды – 24 самолета;
  • Норвегия – 6 самолетов.

Данные по количеству истребителей от других стран пока не раскрыты. Однако даже если брать пример этих стран, то речь идет о 79 истребителях F-16. То есть Украине нужны еще 49. Однако не все так просто.

Бельгия, например, планирует завершить передачу самолетов Украине до 2038 года – такие сроки напрямую связаны с графиком получения страной более современник F-35. Дания по той же причине планирует передать все самолеты в течение трех лет. Норвегия же сняла с вооружения 22 самолета и были ожидания, что их всех или же абсолютное большинство передадут Украине, однако в полной боевой готовности оказались только 6, еще 2 использовали для учений.

Нидерланды планируют передать большинство самолетов как можно быстрее. Еще в декабре 2023 года Владимир Зеленский заявил, что первым траншем Нидерланды передадут 18 истребителей. То есть текущая потребность Украины – более сотни самолетов.

Издание Defence Express отмечает, что до конца 2025 года Украина может получить 40 – 50 самолетов F-16. Поэтому вопрос о том, как покрыть потребность в истребителях сейчас актуален. Аналитики издания отмечают, что вероятным решением могло бы стать предоставление самолетов от США, однако Вашингтон пока такого решения не принял.

Дания по состоянию на декабрь 2024 года передала уже две партии самолетов. Однако о скольких именно F-16 идет речь украинское военное руководство не разглашало.

F-16 стали эффективны против крылатых ракет, которым Россия массированно атакует Украину, и могут прицелиться в больше целей, чем способны поразить. Об этом сообщало издание Air Force Magazine.

Воздушные Силы США и Northrop Grumman завершили пятилетний процесс модернизации 72 истребителей F-16 для Национальной гвардии США радарами пятого поколения.

Благодаря новым радарам, истребители смогут отслеживать больше целей на больших дальностях и с большей точностью.

По словам подрядчика, новые радары с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) созданы на основе радаров, которые Northrop Grumman установила на F-22 и F-35.

Предыдущий радар управления огнем APG-68 F-16 мог отслеживать не больше двух объектов одновременно, а с новым радаром пилот может "прицелиться в больше целей, чем может поразить".

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Старые радары также имели "почти нулевые возможности" против крылатых ракет, что было "особо тревожно", учитывая распространение таких ракет в последние годы.

В ноябре 2024 года Владимир Зеленский в интервью британскому телеканалу Sky News рассказал, что F-16 демонстрируют высокую эффективность в противодействии российским воздушным угрозам. В частности, по словам президента, во время массированной атаки 28 ноября пилотам удалось уничтожить 7 крылатых ракет, которые были нацелены на гражданские объекты. А 17 ноября истребители сбили аж 10 целей.

В то же время эти 72 истребителя F-16 будут не единственными в США, которые получат радары пятого поколения – в ближайшие годы еще сотни самолетов получат комбинированный пакет модернизации, предусматривающий, в частности, и установку радаров AESA. Тактическая авиация Украины сейчас состоит из 4 типов самолетов советского производства, потому что наше государство не покупало боевые самолеты со времени обретения независимости. У нас есть Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24М, а также истребители Су-27 и МиГ-29. Многофункциональные истребители F-16 объединяют функции всех этих четырех типов. Их даже можно использовать как часть ПВО.

Издание Yahoo News написало, что после двухнедельной тренировки двух наших пилотов на американской авиабазе США пришли к выводу, что украинские пилоты могут научиться управлять истребителями F-16 за четыре месяца.

Ведь украинские пилоты превзошли заявленные ожидания Пентагона. По данным издания, ряду союзников по НАТО, летающих на этих истребителях, предоставили документ, содержащий детальную оценку, проведенную в конце февраля и начале марта на базе национальной гвардии Моррис в Тусоне штата Аризона.

Ранее Defense Express писало, что US Air Force описал сроки обучения на самолетах F-16. К базовому курсу подготовки будущих пилотов F-16 допускаются пилоты, которые уже прошли шестимесячную подготовку на турбовинтовой Т-6 и семимесячную на реактивном Т-38 Talon, а также 1,5-2 месячную тренировку на AT-38. Последнее, судя по всему, связано уже с получением навыков использования вооружения.

Для украинских пилотов проходить полноценное обучение на тренировочных самолетах Т-6 и Т-38 уже нет необходимости, потому что они предназначены для получения базовых навыков пилотирования вообще. Поэтому можно перейти на обучение F-16.

Учеба на F-16 состоит из 5 последовательных этапов. На первом месяце проходят исключительно академические учения по изучению основных систем F-16 и аварийных процедур.


F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Затем начинается "переходный этап": обучение на авиасимуляторе, обычно их восемь, охватывающих исключительно получение навыков по пилотированию и действиям в аварийных ситуациях. После этого четыре вылета на двухместном F-16D и первый единоличный на F-16C.

Затем еще 6 вылетов, включая ночные и групповые полеты, а также контрольный, во время которого проверяются все навыки пилотирования. Только после этого пилот получит статус допущенного к пилотированию F-16 в любых погодных условиях.

Боевая подготовка на F-16 предполагает курс "воздух-воздух": 26 вылетов, с отработкой использования вооружения, тактики повторного боя на разных дистанциях, включая ближний маневровый.

Курс "воздух-земля": 26 вылетов, с полетами на сверхмалой высоте, отработка разнообразным вооружением и получение тактических навыков.

Но на этом обучение не завершается, поскольку есть еще отдельный месячный курс по уничтожению противовоздушной обороны противника и проходит он исключительно на F-16 Block 50, с применением систем уже исключительно боевого самолета.


F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Длительность курса пилотирования F-16 составляет девять месяцев. И речь идет о базовой подготовке военных лётчиков.

Офицер ВС Азербайджана военный аналитик Агиль Рустамадзе в интервью НВ выразил мнение, что при определенных условиях Украина могла бы достаточно быстро развернуть у себя эскадрилью истребителей F-16 в течение трех месяцев на базе гражданского аэропорта и в течение как минимум шести – на базе военного аэродрома.

Прежде всего он замечает, что основная преграда оснащения ВС ВСУ современными самолетами – это отсутствие необходимой инфраструктуры, которая "требует совсем других аэродромов и технических средств".

Хотя министр обороны Алексей Резников летом информировал, что проблема с аэродромной инфраструктурой Воздушных Сил Украины, которая является преградой в получении западных истребителей, может быть решена.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Рустамадзе считает, что ограниченно эти самолеты могут использовать инфраструктуру Польши, а в Украине гражданские аэродромы, которые можно переподготовить в течение 1 – 3 месяцев.

"С ограничениями, но можно будет использовать гражданский аэропорт, например, в Киеве, чтобы развернуть эскадрилью и начать использовать. Эскадрилья F-16, где каждый самолет будет брать по три ракеты дальностью 250 километров – 36 самолетов взлетает, там около 100 ракет дальностью 250 километров – и вы получите очень мощный ударный кулак", – отметил Рустамадзе.

Для военных аэродромов этот срок увеличивается в три раза – на его подготовку уйдет не менее 6 месяцев.