Соответствующее заявление украинский лидер сделал 22 декабря 2023 года. Сейчас речь идет о 18 самолетах. Это – по-настоящему историческое решение, ради которого Украина работала длительное время.

К теме На Юге украинские защитники уничтожили сразу 3 вражеских бомбардировщика Су-34

Зеленский поблагодарил нидерландское правительство за этот крайне необходимый шаг, а также – за систематическую поддержку Украины.

Также поблагодарил Нидерланды за активную поддержку начала переговоров о вступлении Украины в ЕС и подчеркнул важность скорейшего предоставления нашей стране долгосрочной помощи ЕС объемом 50 миллиардов евро,
– отметил украинский лидер.

В Воздушных силах по состоянию на декабрь 2023 отмечали, что при всей эффективности ПВО, учитывая площадь Украины, для защиты неба необходимы F-16.

Обновлено! Владимир Зеленский 20 августа посетил с рабочим визитом Нидерланды, где встретился с премьер-министром Марком Рютте и побывал на военной авиабазе в Эйндговене. В тот же день глава государства написал в своих соцсетях об историческом шаге. Украина получит первые истребители F-16 от Нидерландов. Также 20 августа Дания уведомила о своем желании передать Украине истребители.

Издание Politico 18 мая, ссылаясь на представителей Министерства обороны США, написало, что в Пентагоне не против предоставлять Украине многоцелевые истребители. Спикер Пентагона прокомментировал вопрос, ссылаясь на январскую статью для издания, где чиновник Минобороны заявил: "Я не думаю, что мы против".

Впоследствии высокопоставленный представитель администрации Байдена заявил CNN, что США поддержат совместные международные усилия по подготовке украинских пилотов на современных истребителях, включая F-16. Высокопоставленный представитель администрации Байдена заявил, что обучение:

  • будет проходить на одном из европейских полигонов;
  • будут проводить не в Украине;
  • продлится несколько месяцев.

Уже 19 мая Джо Байден обратился к лидерам G7 и заявил, что США поддержат усилия по обучению украинских пилотов на воздушных судах F-16.

Владимир Зеленский приветствовал историческое решение США и Байдена поддержать международную коалицию истребителей и заявил, что это существенно укрепит нашу армию в небе.

Украинский лидер заявил, что рассчитывает на обсуждение практической реализации решения Джо Байдена во время проходящего в Хиросиме саммита G7.

Премьер Великобритании Риши Сунак заявил, что они приветствуют заявление США об одобрении подготовки украинских пилотов на истребителях F-16.

Великобритания будет работать вместе с США, Нидерландами, Бельгией и Данией, чтобы предоставить Украине необходимую ей боевую авиационную способность. Мы стоим вместе,
– заявил политик.

Кроме того, глава МИД Дмитрий Кулеба заявил, что Португалия также решила "присоединиться к авиационной коалиции". Она займется тренировкой наших пилотов и механиков на боевых самолетах западного образца.

Глава Офиса Президента Андрей Ермак 19 мая заявил, что в этот день официально создали коалицию самолетов, над которой работала команда президента Украины. По его словам, это свидетельствует о том, что у Украины очень скоро будет все необходимое, чтобы защитить небо, города и людей.

Обновлено! Владимир Зеленский 20 августа заявил, что Украина получит от Нидерландов 42 самолета F-16. Это произойдет после завершения тренировок наших пилотов и инженеров.

Сегодня делаем еще один шаг по усилению воздушного щита Украины. F-16. Самолеты, которые мы используем, чтобы держать российских террористов подальше от украинских городов и сел,
– написал он.

Зеленский поблагодарил Нидерланды и подчеркнул, что это только начало.

Глава датского правительства Метте Фредериксен 20 августа заявила, что ее страна передаст нашему государству 19 истребителей. Она предположила, что первую группу из 6 самолетов F-16 наши защитники получат к Новому году.

NBC News написало 19 мая, что США и союзники планируют предоставить Украине истребители F-16. Кроме того, истребители могут поступить в Украину не из Вашингтона.

Высокопоставленный представитель администрации Джо Байдена заявил, что самолеты не будут использоваться для будущего контрнаступления Украины против России.

Известно, что в ближайшие месяцы США и союзники решат, когда фактически предоставлять истребители, сколько мы предоставим и кто их предоставит,
– заявил чиновник.

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан 20 мая официально заявил, что решение США поддержать совместные международные усилия по подготовке украинских пилотов на современных истребителях, в частности F-16, – это "долгосрочное обязательство украинской самообороны". Кроме того, Салливан:

  • заявил, что самолеты не нужны ВСУ в борьбе с Россией, однако позже они сыграют свою роль;
  • не сказал, сколько времени нужно украинским пилотам на обучение.

"Теперь, когда мы все сделали, мы смогли дать украинцам возможность достичь прогресса на поле боя, мы достигли момента, когда пора сказать, что Украине понадобится как часть будущих сил, чтобы иметь возможность сдерживать и защищаться от российской агрессии. Частью этого являются истребители четвертого поколения F-16", – заявил советник по национальной безопасности.

Джейк Салливан заверил, что Вашингтон с партнерами будут предоставлять Украине F-16 только при условии, что украинские пилоты не будут атаковать ими территорию России.

Советник главы Офиса Президента Михаил Подоляк заявил, что страны Запада уже приняли положительное решение. Между союзниками и Украиной продолжаются переговоры по передаче военных самолетов западного производства.

Издание Defence Express написало, что поставлять истребители, вероятно, будут именно Дания и Нидерланды. Учитывая ресурсы этих стран, Украина может получить одну – две эскадрильи истребителей, то есть от 24 до 36 истребителей F-16.

Со временем количество самолетов будет расти по мере того, как США будут предоставлять странам на вооружение новые F-35.

Что этому предшествовало

Глава МИД Нидерландов Вопке Хукстра сообщил в январе 2023 года, что нидерландское правительство рассмотрит возможность поставки истребителей F-16, если Киев об этом попросит. Он отметил, что у Нидерландов нет никаких табу по передаче истребителей.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Немецкий канцлер Олаф Шольц исключил поставки Украине истребителей, однако впоследствии сказал, что вопрос нуждается в дискуссиях.

Президент Франции Эммануэль Макрон заверил, что тема самолетов не табуирована. Макрон подчеркнул, что решение будет приниматься при условии, что техника не будет использоваться для ударов по территории России, а также не ослабит армию Франции.

Важнейшее значение имеет позиция США, поскольку самолеты F-16 производятся именно в США. Следовательно, разрешение даже о реэкспорте самолетов будет проходить через Вашингтон.

Сначала в Белом доме заявили, что готовы к обсуждению темы самолетов. Но 30 января президент США Джо Байден, отвечая на вопрос, будет ли Америка поставлять Украине самолеты, сказал "нет".

Издание Yahoo News написало, что после двухнедельной тренировки двух наших пилотов на американской авиабазе США пришли к выводу, что украинские пилоты могут научиться управлять истребителями F-16 за четыре месяца.

Ведь украинские пилоты превзошли заявленные ожидания Пентагона. По данным издания, ряду союзников по НАТО, летающих на этих истребителях, предоставили документ, содержащий детальную оценку, проведенную в конце февраля и начале марта на базе национальной гвардии Моррис в Тусоне штата Аризона.

Ранее Defense Express писало, что US Air Force описал сроки обучения на самолетах F-16. К базовому курсу подготовки будущих пилотов F-16 допускаются пилоты, которые уже прошли шестимесячную подготовку на турбовинтовой Т-6 и семимесячную на реактивном Т-38 Talon, а также 1,5-2 месячную тренировку на AT-38. Последнее, судя по всему, связано уже с получением навыков использования вооружения.

Для украинских пилотов проходить полноценное обучение на тренировочных самолетах Т-6 и Т-38 уже нет необходимости, потому что они предназначены для получения базовых навыков пилотирования вообще. Поэтому можно перейти на обучение F-16.

Учеба на F-16 состоит из 5 последовательных этапов. На первом месяце проходят исключительно академические учения по изучению основных систем F-16 и аварийных процедур.


F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Затем начинается "переходный этап": обучение на авиасимуляторе, обычно их восемь, охватывающих исключительно получение навыков по пилотированию и действиям в аварийных ситуациях. После этого четыре вылета на двухместном F-16D и первый единоличный на F-16C.

Затем еще 6 вылетов, включая ночные и групповые полеты, а также контрольный, во время которого проверяются все навыки пилотирования. Только после этого пилот получит статус допущенного к пилотированию F-16 в любых погодных условиях.

Боевая подготовка на F-16 предполагает курс "воздух-воздух": 26 вылетов, с отработкой использования вооружения, тактики повторного боя на разных дистанциях, включая ближний маневровый.

Курс "воздух-земля": 26 вылетов, с полетами на сверхмалой высоте, отработка разнообразным вооружением и получение тактических навыков.

Но на этом обучение не завершается, поскольку есть еще отдельный месячный курс по уничтожению противовоздушной обороны противника и проходит он исключительно на F-16 Block 50, с применением систем уже исключительно боевого самолета.


F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Длительность курса пилотирования F-16 составляет девять месяцев. И речь идет о базовой подготовке военных лётчиков.

Курс для украинских пилотов может быть пересмотрен и сокращен. Но, как сообщил спикер Воздушных Сил ВСУ Юрий Игнат, даже в таком случае речь бы шла о шести месяцах.

Истребители F-16 находятся на вооружении 24 стран мира. По состоянию на 2009 год было построено 4400 таких воздушных судов.

В 2016 году в эксплуатации находилось 2 500 "Файтинг Фелкон". Истребители уже не строятся для ВВС США, однако их производят для экспорта. Самолеты F-16 начали становиться на вооружение ВВС США с 1978 года.

Основные характеристики F-16:

  • может разгоняться максимум до 2 178 километров в час;
  • имеет шестиствольную авиационную пушку;
  • боевой радиус действия составляет 1 800 километров;
  • весит около 13 тонн (вместе с двумя ракетами на борту);
  • может преодолеть расстояние до 4 220 километров;
  • размах крыльев – почти 9,5 метра.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

F-16 – это моноплан со средне расположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический с однокилевым оперением.

Плавное сопряжение крыла и фюзеляжа позволяет обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция на 78,3% выполнена из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы, 4,2% – углепластик и 3,7% – сталь.

Для обеспечения простоты эксплуатации самолет имеет 228 люков и съемных панелей. Двигатель имеет под фюзеляжный воздухозаборник.

Кабина оборудована регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы "Макдоннелл-Дуглас" ACESII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 километров в час на высотах до 15 000 метров. Система управления самолетом – электродистанционная с четырехкратным резервированием.

Распределение количества F-16 по модификациям следующее:

  • F-16A/B Block 1/5/10 – 600 единиц,
  • F-16A/B Block 15 – 983 единицы,
  • F-16A/B Block 20 – 150 единиц,
  • F-16C/D Block 25 (с 1984 года) – 244 единицы,
  • F-16C/D Block 30/32 – 733 единицы,
  • F-16C/D Block 40/42 – 615 единиц,
  • F-16C/D Block 50/52 – 830 единиц,
  • F-16C/D Block 50/52 Plus – около 300 единиц,
  • F-16E/F Block 60 – 80 единиц,
  • F-16V Block 70/72 – около 130 единиц заказано

Как писал "Милитарный", в течение своей жизни, уже стоящие на вооружении F-16 получали пакетные программы модернизации. Они назывались Mid-Life Update (MLU).

Первый пакет разработан в начале 90-х годов для того, чтобы подтянуть боевые возможности F-16A/B до уровня F-16C/D Block 50/52, в первую очередь улучшить надежность и ремонтопригодность самолетов.

Первыми покупателями этого набора модернизации выступили Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия и Португалия. В дальнейшем список стран, модернизирующих свои самолеты согласно разным пакетам, только расширялся.

Начальная модернизация M3 tape охватывала интеграцию Link-16, бомб с GPS коррекцией GBU-30/32, нашлемную систему индикации, модернизацию радара путем установки нового бортового вычислителя.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

В дальнейшем стали доступны следующие пакеты модернизации:

  • M4 tape – интеграция ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9X и IRIS-T, продвинутого Link-16, прицельного контейнера SNIPER и повышения его возможностей, обновление прицельной системы для противорадиолокационных ракет HTS.
  • M5 tape – интеграция тактических планирующих управляемых авиабомб AGM-154 JSOW, авиабомб с лазерной наводкой EGBU-12, более устойчивых к помехам GPS/ИНС, обновленный Link-16, дополнительные системы коммуникации и вооружений.
  • M6 tape – интеграция новой системы "свой-чужой", ракет "воздух-воздух" средней дальности AIM-120D, высокоточных авиабомб GBU-39, GBU-54 JDAM, обновленный Link-16, системы избегания столкновения с землей, улучшенные пилоны BRU-69, обновление определенных систем коммуникации и контроля систем.
  • M7 tape – интеграция радара с АФАР AN/APG-83, последние модификации AIM-120D, JASSM-ER, модернизация систем коммуникации и управления.

Скорее всего, Украина надеется, что получит современные истребители в качестве военной помощи. "Милитарный" привел ориентировочную стоимость модернизированных F-16 в разных странах мира.

Греция – модернизация 84 единиц F-16 block 30 и block 50 до уровня F-16V Block 70/72, то есть M7 tape пакет по цене 1,5 миллиарда долларов, то есть около 18 миллионов долларов за единицу.

Сингапур – 60 единиц F-16C/D Block 52 и Advanced Block 52 по цене 17 миллионов долларов за единицу за пакет модернизации M7 tape.

Румыния – после получения последнего из 17 F-16A/B Block 20 MLU M5.2R, все они будут модернизированы до уровня M6XR. На модернизацию и логистическую поддержку этого флота уже получено согласие правительства США за 175 миллионов долларов.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Для сравнения ориентировочная стоимость нового самолета F-16V Block 70/72 (у производителя) – 64 миллиона долларов без учета вооружения, подготовки персонала и сопутствующих расходов.

Как отмечает "Милитарный", по цене 20 – 30 миллионов долларов можно купить отремонтированные и модернизированные не до самого высокого уровня самолеты F-16A/B, которым уже около 35 лет.

F-16 стали эффективны против крылатых ракет, которым Россия массированно атакует Украину, и могут прицелиться в больше целей, чем способны поразить. Об этом сообщало издание Air Force Magazine.

Воздушные Силы США и Northrop Grumman завершили пятилетний процесс модернизации 72 истребителей F-16 для Национальной гвардии США радарами пятого поколения.

Благодаря новым радарам, истребители смогут отслеживать больше целей на больших дальностях и с большей точностью.

По словам подрядчика, новые радары с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) созданы на основе радаров, которые Northrop Grumman установила на F-22 и F-35.

Предыдущий радар управления огнем APG-68 F-16 мог отслеживать не больше двух объектов одновременно, а с новым радаром пилот может "прицелиться в больше целей, чем может поразить".

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Старые радары также имели "почти нулевые возможности" против крылатых ракет, что было "особо тревожно", учитывая распространение таких ракет в последние годы.

В то же время, эти 72 истребителя F-16 будут не единственными в США, которые получат радары пятого поколения – в ближайшие годы еще сотни самолетов получат комбинированный пакет модернизации, предусматривающий в том числе и установку радаров AESA.

Тактическая авиация Украины сейчас состоит из 4 типов самолетов советского производства, потому что наше государство не покупало боевые самолеты со времени обретения независимости. У нас есть Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24М, а также истребители Су-27 и МиГ-29. Многофункциональные истребители F-16 объединяют функции всех этих четырех типов. Их даже можно использовать как часть ПВО.

Офицер ВС Азербайджана военный аналитик Агиль Рустамадзе в интервью НВ выразил мнение, что при определенных условиях Украина могла бы достаточно быстро развернуть у себя эскадрилью истребителей F-16 в течение трех месяцев на базе гражданского аэропорта и в течение как минимум шести – на базе военного аэродрома.

Прежде всего он замечает, что основная преграда оснащения ВС ВСУ современными самолетами – это отсутствие необходимой инфраструктуры, которая "требует совсем других аэродромов и технических средств".

Хотя министр обороны Алексей Резников летом информировал, что проблема с аэродромной инфраструктурой Воздушных Сил Украины, которая является преградой в получении западных истребителей, может быть решена.

F-16 Fighting Falcon / Фото Military.com

Рустамадзе считает, что ограниченно эти самолеты могут использовать инфраструктуру Польши, а в Украине гражданские аэродромы, которые можно переподготовить в течение 1-3 месяцев.

"С ограничениями, но можно будет использовать гражданский аэропорт, например, в Киеве, чтобы развернуть эскадрилью и начать использовать. Эскадрилья F-16, где каждый самолет будет брать по три ракеты дальностью 250 километров – 36 самолетов взлетает, там около 100 ракет дальностью 250 километров – и вы получите очень мощный ударный кулак", – отметил Рустамадзе.

Для военных аэродромов этот срок увеличивается в три раза – на его подготовку уйдет не менее 6 месяцев.