Еще в июне 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил о предоставлении Украине истребителей Mirage 2000. Кроме того, Париж вместе с союзниками, которые также имеют на вооружении эти самолеты, взялись за организацию обучения украинских пилотов.
Перед предоставлением этих самолетов Украине происходят не только обучение украинских пилотов, но и замена оборудования на самих бортах.
6 февраля 2025 года в Украину прибыли первые французские модернизированные истребители Mirage 2000. Об этом сообщил министр обороны Франции Себастиан Лекорню, однако точного количества самолетов, которые получили Воздушные силы, не называл.
Что известно об этих французских бомбардировщиках и модификации, которую получит Украина, как они могут усилить наше государство и каковы возможности Mirage 2000 – читайте в материале 24 Канала.
Украина получит "миражи"
Министр вооруженных сил Франции Себастиан Лекорню заявил, что работы по модернизации самолетов на авиабазе Кадо в Жиронде и обучение пилотов завершатся в такие сроки, которые позволят отправить их в Украину в первой половине 2025 года. Основными акцентами в модернизации являются усиление вооружения и средств РЭБ.
Цель заключается в том, чтобы оснастить их боевыми возможностями класса "воздух-земля" и усилить их систему радиоэлектронной борьбы. Но важнейшим аспектом является подготовка пилотов и механиков, которая продолжается в Нанси,
– рассказал министр.
Три первые борта Mirage-2000 передали Украине в январе 2025 года. Источники сообщают, что пока их используют не для боевых задач, а для тренировочных полетов. Самолеты модифицировали под крылатые ракеты SCALP-EG, Storm Shadow и управляемые авиабомбы.
В четверг, 6 февраля, министр обороны Франции Себастьян Лекорню официально сообщил, что первые самолеты Mirage 2000 прибыли в Украину. Он не называл точного количества, но выразил уверенность, что это усилит Воздушные силы.
6 июня 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон анонсировал поставку в Украину французских Mirage 2000. Теперь они будут участвовать в защите украинского неба,
– говорится в сообщении Лекорню.
Впервые о предоставлении самолетов Mirage 2000 Эммануэль Макрон заявил во время празднований по случаю 80-й годовщины высадки союзников в Нормандии во время Второй мировой войны – переломного события, которое позволило освободить Францию из-под оккупации и изменить ход боевых действий. Кроме того, тогда французский лидер заявил о предоставлении разрешения применять французское оружие, в том числе и ракеты SCALP-EG для поражения целей на территории страны-террориста.
Поэтому получить от Франции носители их ракет – отличный вариант. Правда, сейчас несколько непонятно, действительно ли Париж предоставляет носители ракет. Дело в том, что Франция предоставляет Украине модификацию Mirage 2000-5 – она значительно новее, чем 2000D.
Версия, которая есть на вооружении у Франции, не является носителем крылатых ракет, и главное назначение этих самолетов – прорыв вражеской ПВО. Однако в экспортной вариации, которую в свое время Франция продала Греции, есть возможность оборудовать борта дальнобойными ракетами для дальнейших ударов по вражеским целям.
Mirage 2000 на вооружении в Греции / Фото flickr.com
Характеристики самолетов Mirage 2000
История французских самолетов началась еще в 1970-х годах. Разработала новые истребители компания Dassault Aviation – в марте 1978 года первая модель совершила успешный полет. На вооружение Франции самолеты поступили через 6 лет после испытания.
Самолет спроектирован по схеме утки с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.
Компания также разработала более десятка модификаций – как для французской армии, так и для экспорта в другие страны.
Истребители Mirage 2000 имеют следующие характеристики:
- экипаж – 1 человек;
- максимальная скорость – 2 340 километров в час;
- боевой радиус – 1 488 километров;
- дальность полета – 3 335 километров;
- практический потолок – 18 километров;
- длина самолета – 14,36 метра;
- высота – 5,30 метра;
- размах крыла – 9,13 метра;
- максимальный взлетный вес – 13,8 тонны;
- двигатель – SNECMA M53-P2, мощность 6 560 лошадиных сил;
- количество точек подвески – 9;
- масса подвесных элементов – 6 300 килограммов.
Mirage 2000 / Фото Dassault Aviation
Mirage 2000 имеет мощные радары, которые позволяют одновременно отслеживать 24 цели и наводить вооружение на 4 цели одновременно в разных направлениях. Однако также эти истребители могут работать с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения, а в Украине теперь такие есть, ведь их предоставила Швеция.
По вооружению, Mirage 2000 способен нести до 9 ракет на точках подвески, а кроме того также вооружен двумя пушками DEFA-554, калибром 30 миллиметров. Самолет способен нести противокорабельные и крылатые ракеты и авиабомбы.
Mirage 2000 против Су-24 и российской авиации
Французские истребители существенно отличаются от советских Су и в определенной степени являются совсем другими, хотя целевая функция у них похожа, особенно если говорить о Су-24, который до сих пор в Украине был основным носителем крылатых ракет Storm Shadow и SCALP/EG.
Если сравнивать эти самолеты, то первое отличие кроется в весе самого истребителя. Mirage 2000 почти втрое легче Су-24 – 7,5 тонн против 21. Меньший вес позволяет развивать большую скорость. Если Mirage 2000 может разогнаться до 2 340 километров, то Су-24 – до 1 700 километров.
Также Mirage 2000 превосходит Су и в радиусе действия – 900 против 560 километров. Единственное, в чем уступают "миражи" – в боевой нагрузке. 21-тонный Су-24 может нести до 7 тонн вооружения, а 7,5-тонный Mirage 2000 – 6,2 тонны. Если учитывать соотношение веса борта к весу вооружения, то Су-24, на самом деле, в разы проигрывает.
Хотя если принимать во внимание истребители 4-го поколения, то стоит сравнивать Mirage 2000 с Су-27. Последние несколько легче – 16,3 тонны, то есть более чем в 2 раза тяжелее "миражей". Хотя россияне заявляют о максимальной скорости 2 500 километров, что больше, чем во французских истребителях. При этом боевая нагрузка в этих самолетах составляет лишь 4,4 тонны, что существенно меньше, чем у Mirage 2000.
Подходы российского и западного ВПК в вопросе авиастроения существенно различается. Пока западные образцы доказывают, что борта могут быть легкими и мощными, россияне все еще ориентируются на советские габариты. Более того, фактически все самолеты, которые сейчас есть на вооружении России – исключительно советские. И почти все российские авиапроекты заканчивались провалом.
Более того, сейчас страна-террорист проводит кампанию по "импортозамещению" – пытаясь заменить иностранные компоненты в бортах на российские по очень простой причине – из-за санкций получить новые компоненты невозможно.
Например, первой "успешной" авиаразработкой в России называли пассажирский Sukhoi Superjet 100, однако он состоял из огромного количества иностранных компонентов, ведь это была совместная разработка компании "Сухой", Alenia Aeronautica, Snecma и Boeing. После 2014 года на Россию наложили немало санкций, поэтому с 2018 года там начали "импортозамещение" иностранных компонентов, которое серийно развернули в 2022 году.
В Sukhoi Superjet 100 заменили почти все иностранные компоненты, кроме французско-российских двигателей. Первый борт "аналоговнет" самолета подняли в воздух в августе 2023 года. Этот же самолет упал и разбился в июле 2024 года в Подмосковье.
Модификации Mirage 2000
С момента изготовления первых серийных самолетов, разработчики представили также ряд модификаций, таких как:
- 2000С – одноместный истребитель-перехватчик.
- 2000В – двухместный учебно-боевой вариант предыдущей модификации.
- 2000D – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения. Именно на него ориентировался официальный Киев как потенциального носителя крылатых французских ракет;
- 2000Е – экспортная многоцелевая модификация;
- 2000ED – двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000Е.
- 2000N – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
- 2000R – одноместный разведчик.
- 2000S – экспортная версия 2000D;
- 2000-5 – модернизированная экспортная версия с улучшенными радарами и системой управления.
Украина получит именно последний вариант – одну из самых новых модификаций. Если Украина получит такие же истребители, как в свое время Греция, – то с их помощью можно будет запускать ракеты SCALP-EG.
Но что известно точно: эти модификации в любом варианте являются носителями управляемых авиабомб AASM Hammer (которые Франция обещает предоставлять по 50 единиц в месяц) и ракет MICA.
Если дадут Mirage 2000-5 чисто под управляемые авиабомбы AASM Hammer и ракеты "воздух-воздух" MICA – уже хороший инструмент для ПВО в тыловых районах Украины и для роли "летающей артиллерии" возле линии фронта. А если вдруг будут "Миражи" под дальнобойные крылатые ракеты SCALP-EG – ну так у нас заодно можно будет высвободить Су-24 для "апгрейда" под те же Taurus,
– отметил Иван Киричевский, эксперт издания Defence Express.
Mirage 2000 / Фото Dassault Aviation
Боевое применение
В 1984 году во Франции сформировали первую эскадрилью из истребителей Mirage 2000.
- Первое боевое испытание новых самолетов произошло во время войны в Персидском заливе, где они летали на высотной противовоздушной обороне для самолетов-разведчиков U-2 ВВС США.
- Также французские самолеты участвовали в операциях во время войны в Боснии и в Косово. В 1995 году Армия Республики Сербской сбила один Marage 2000. Члены экипажа выжили, их схватили сербы, но потом освободили.
- В начале 00-х в Афганистане к боевым операциям были привлечены Mirage 2000D. С 2006 года Франция начала заменять эти самолеты на Dassault Rafale. Однако "Миражи" были применены также в 2011 году во время операции в Ливии, а в 2018 – в Сирии.
Mirage 2000 в действии: смотрите видео
Mirage 2000 в Украине
Как отмечал эксперт Иван Киричевский, в любом случае французские истребители усилят Воздушные силы ВСУ. Если Украина получит классические версии Mirage 2000-5, то это позволит пробивать вражескую ПВО, применять против врага авиабомбы и ракеты малой дальности.
Если же мы получим самолеты такой модификации, как в свое время Греция, – ракеты SCALP-EG можно будет применять с французских бортов. С учетом того, что и британские Storm Shadow являются фактически близнецами французских ракет, то это позволит также применять и их.
Таким образом, истребители советского образца, которые сейчас использует Украина и которые были модернизированы под западные ракеты, можно будет переоборудовать под немецкие ракеты Taurus, если Берлин примет это долгожданное решение.
Ранее вопрос целесообразности "Миражей" для Украины вызвал жаркие дискуссии, эксперты и бывший представитель Воздушных сил Юрий Игнат отмечали, что основной авиационной платформой эти самолеты для нас стать не могут. Однако Украина уже получила ожидаемые F-16, а такие самолеты как Migare 2000 могут дополнить авиапарк Воздушных сил и выполнять отличные от F-16 задачи.
В эфире телемарафона бывший представитель Воздушных сил Илья Евлаш отметил, что основными в Украине будут именно американские F-16, однако в будущем наше государство не исключает получения и других самолетов, в частности французских.
Как и все современные боевые самолеты он (Mirage 2000 – 24 Канал) может выполнять эффективно поставленные боевые задачи в соответствии с различными типами – это могут быть воздушные и наземные удары. Конечно, что этот самолет является достаточно современным, однако, как я отметил ранее, F-16 для нас сейчас является приоритетным типом самолетов,
– подчеркнул Илья Евлаш.
В любом случае Франция предоставила мощную помощь Украине, которая позволит усилить наше небо и, возможно, сделать более эффективными удары по вражеским целям как на временно оккупированной территории нашего государства, так и на территории России, ведь теперь запрет на применение французского оружия для ударов по стране-террористу, в частности ракетами SCALP-EG, снят.