Правительство Швеции 29 мая объявило самый большой пакет военной поддержки для Украины на 13 миллиардов шведских крон (1,3 миллиарда долларов). Стокгольм предоставит нам дополнительную поддержку в виде ракет к системам ПВО, а также отдаст все бронетранспортеры PBV 302, которые есть на вооружении их армии.

Однако больше всего обсуждений вызвал самолет дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 AEW&C (более простое название – ASC 890), который также войдет в пакет помощи. Речь идет о 2 бортах, которые существенно повлияют на украинскую ПВО. Стоит отметить, что у шведских войск на вооружении всего лишь 2 таких самолета – то есть Стокгольм отдает все имеющиеся.

Впервые в истории независимой Украины на вооружении появятся борта ДРЛО. Что известно об этих самолетах, какие их возможности, почему они нужны Украине и как могут помочь – читайте в материале 24 Канала.

Обратите внимание Новые возможности для украинской ПВО: Швеция объявила о крупнейшем пакете военной помощи

Впервые за 33 года независимости Украина получит на вооружение самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Это чрезвычайно важно, ведь эти борта позволяют обнаруживать цели на море и в воздухе. Речь идет о вражеских кораблях и ракетах, истребителях, вертолетах и других целях.

А это означает, что украинская ПВО может стать еще более эффективной в вопросе защиты неба от российских атак. Особенно это важно в контексте прибытия в Украину первых F-16, которые уже в ближайшее время должны патрулировать наше воздушное пространство. И вообще наличие самолета дальнего радиолокационного обнаружения существенно увеличивает возможности Воздушных сил.

Швеция передает Украине оба борта ASC 890. Правительство страны отмечает, что на их обороноспособность это решение не повлияет в связи с планами приобрести другие самолеты ДРЛВ – Global Eye.

Saab 340 AEW&C, или же ASC 890 – разработка шведской компании Saab. За основу борта ДРЛО взяли пассажирский самолет Saab 340 (из-за чего в итоге борт получил такое название).

Самолет имеет следующие характеристики:

  • экипаж – 6 человек;
  • длина – 19,73 метра;
  • ширина – 6,7 метра;
  • высота – 6,97 метра;
  • вес пустого – 10 300 килограммов;
  • максимальный взлетный вес – 13 155 килограммов;
  • размах крыльев – 21,44 метра;
  • двигатели – 2 х General Electric CT7, мощностью 1 800 лошадиных сил каждый;
  • максимальная скорость – от 502 до 524 километров в час;
  • продолжительность непрерывного полета – от 5 до 7 часов.
  • практический потолок – 7,62 километра;

Самолет оборудован радаром Airborne Surveillance and Control (ASC) 890, мощность которого позволяет обнаруживать цели независимо от погодных условий с помощью S-диапазона с активной антенной с электронным сканированием, разработанным с использованием современной элементной базы на основе нитрида галлия. Радар позволяет обнаруживать цели на площади до 500 000 квадратных километров и на высоте до более 18 километров. Дальность обнаружения – около 450 километров. В условиях сильных радиолокационных помех (то есть работы средств вражеской РЭБ) – до 350 километров.

Эта система обнаружения и наблюдения позволяет выявлять различные цели – самолеты, вертолеты, ракеты, корабли и даже водные мотоциклы. Важным является то, что с этого самолета можно передавать координаты прямо бортам истребителей (например, тех же F-16) и те могут осуществлять поражение целей.

Антенна, которой оборудован самолет, способна сканировать территорию на 150 градусов в обе стороны, то есть суммарно – 300 градусов.

Такие радары в различных конфигурациях уже приобрели себе 9 стран мира и они признаны едва ли не самыми распространенными среди систем радиолокационного обнаружения и наблюдения.

Как работает ASC 890: смотрите видео

Первое отличие между шведским и российским самолетом ДРЛО заключается в том, что основой для ASC 890 является пассажирский самолет. Зато россияне переоборудовали военно-транспортный Ил-76. Именно поэтому характеристики самого самолета в российской модели больше – вес, ширина, высота, размах крыльев и тому подобное. Все эти показатели больше в 2 – 2,5 раза.

Российские самолеты в 19 раз тяжелее шведских моделей, требуют значительно больше людей для обслуживания. Однако несмотря на то, что характеристики больше в разы, летать без дозаправки А-50 может летать без дозаправки 9,3 часа (шведский самолет – 5 – 7).

Однако главным в самолете дальнего радиолокационного является именно система обнаружения вражеских целей – радар и антенна.

Самолет ДРЛО А-50У, по заявлениям россиян, якобы способен обнаруживать бомбардировщики на расстоянии 650 километров, истребители – за 300 километров, крылатые ракеты – за 215 километров. Что бы там россияне не заявляли, после того, как Украина уничтожила такой самолет над Азовским морем, они боятся применять эти борта.

Зато ASC 890, согласно заявленным характеристикам может обнаруживать при благоприятных условиях самолеты, вертолеты, ракеты, ударные и разведывательные дроны на расстоянии до 450 километров.

Как работают самолеты ДРЛО на практике? Рассмотреть можно на известном украинцам примере – А-50, который используют россияне. Когда Украина смогла уничтожить российский самолет, эксперты не спроста говорили, что это серьезный удар по вражеской авиации.

Самая первая роль этого самолета заключается в том, что борт ДРЛВ является командным пунктом для управления истребителями и применения ударной авиации. То есть этот самолет координирует авиацию для формирования единого механизма, что повышает ее эффективность.

Конкретно в случае Украины речь идет также о более эффективном обнаружении угроз, что позволит быстрее на них реагировать.

Предоставление самолетов ДРЛО со стороны Швеции существенно влияет на украинскую авиацию, особенно учитывая предоставление Украине истребителей F-16. Эксперты неоднократно отмечали, что именно наличие мощного радара, которым оборудованы ДРЛО. Это превратит F-16 не на замену советским истребителям в Украине, а на принципиально новые самолеты, которые будут работать совсем иначе. Это повысит не только эффективность самих истребителей, но и украинской авиации в целом.

Собственно, шведское правительство и подчеркнуло, что эти самолеты переданы как раз в рамках авиационной коалиции в Украине. Учитывая объявленное решение со стороны Стокгольма можно предполагать, что уже вскоре долгожданные F-16 таки прибудут в Украину. Однако что значительно важнее и можно сказать точно – украинская ПВО станет сильнее, ведь борт ДРЛВ это же прежде всего большой радар, который покрывает огромную территорию. То есть слежение за целью (например, крылатой ракетой) будут осуществлять не разные радары на тех или иных участках, а контролировать единый механизм.

Стоит отметить, что сейчас детали предоставления Украине шведских самолетов ДРЛО остаются неизвестными. Учитывая это, сейчас интересным выглядит вопрос, где будут размещаться эти самолеты. Уже существуют предположения, что базироваться они будут не в Украине из-за угрозы того, что россияне захотят уничтожить их.