Фокус на детали: напитки на разлив – внимательность прежде всего
Коронакризис усилил существующие тренды на локальность и натуральность продуктов: люди все больше пытаются поддерживать здоровье, меняя свое питание.
Так, исследование IRI, американской компании по анализу данных и маркетинговых исследований, проведенное в 2018 году, показало, что количество потребителей, которые покупают здоровую местную пищу, выросло до 40%. Эта тенденция сохраняется и в секторе пива и других сброженных напитков на разлив. Ведь часто эта продукция позиционируется производителями как локальная, крафтовая и натуральная. Однако не стоит следовать трендам вслепую. В секторе разливочных торговых точек существует ряд законодательно неурегулированных вопросов, которые могут испортить настроение, а иногда и здоровье потребителя.
Отсутствие определений
"Живое пиво" - одна из крупнейших изюминок разливочных торговых точек. По утверждениям производителей и продавцов, оно полезное, непастеризованное, нефильтрованное, сохраняет все полезные свойства напитка, а потому употреблять его надо быстро, в течение нескольких дней максимум. На самом деле в украинских и международных классификаторах отсутствует определение термина "живое пиво". Есть просто качественное пиво, сваренное с соблюдением всех гигиенических норм производства, правил упаковки и транспортировки. Оно может быть непастеризованным, нефильтрованным, но имеет значительно более долгий срок хранения. Пиво, которое быстро портится - признак нарушения технологий. Пивовар должен обеспечивать стерильность производства, правильно дозировать природные консерванты: алкоголь, углекислый газ из дрожжей, горькие альфа-кислоты хмеля.
Разливное пиво, в том числе то, которое позиционируется как "живое", часто маркируют как "лагер" или "стаут", но эти термины не определены законодательством Украины, в частности Законом Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего".
Из-за отсутствия в Законе четких определений таких продуктов как "эль", "пери", "сидр", недобросовестные производители напитков на разлив могут маркировать этими названиями продукты, не имеющие никакого отношения к их традиционным названиям. Нередко напитки, по старинной рецептуре получаемые от брожения яблок или груш, маркируются в разливочных торговых точках как пивные напитки. Это является одним из примеров некорректной маркировки, что вводит в заблуждение потребителей и нарушает принципы добросовестной конкуренции.
Последствия пробелов в законодательстве
Интерес к "крафту" и следование мировым трендам потребления более здоровых и натуральных продуктов ведет многочисленных клиентов к разливочным торговым точкам, количество которых ежегодно увеличивается где-то на 20-30 процентов. Основными покупателями в таких заведениях становятся люди от 25 до 40 лет со средним уровнем доходов.
В настоящее время законодательством Украины не зафиксировано минимальной цены на пиво. Поэтому этот напиток, изготовленный в ненадлежащих условиях, и, соответственно, с низкой себестоимостью, может быть массово предложен потребителям по привлекательной для них цене. В то же время ответственный производитель не может позволить себе продавать продукцию по цене ниже ее высокой себестоимости, обусловленной соблюдением норм и правил изготовления напитков данной категории.
Некоторые же производители используют модные тенденции с целью оправдать достаточно высокие цены на свою "крафтовую" продукцию. Однако, завышена или занижена цена на разливное пиво, а последствия одинаковы. Недостатки законодательства создают фундамент не только для нечестной конкуренции и введения в заблуждение потребителей, но и предпосылки для повышения угрозы здоровью людей и снижения поступлений средств в Государственный бюджет Украины.
Как будет развиваться сегмент разливочных торговых точек
В приведенном ранее исследовании компании IRI говорится о тенденции к экспериментированию потребителями с новыми напитками, которых раньше не пробовали, с продуктами и блюдами других стран. Для того, чтобы достойно представить потребителям украинское пивоварение и палитру качественных сброженных напитков, необходимо внести изменения в украинское законодательство. Но не только. Культура потребления пива в нашей стране зависит во многом и от общих показателей развития экономики и роста благосостояния потребителей.
Системные шаги к адаптации украинского законодательства в сфере безопасности и качества пищевых продуктов к европейскому осуществляет Лига производителей пищевых продуктов. Началась подготовительная работа производителей пива и других алкогольных напитков над предложением о внесении изменений в Закон Украины "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего". Речь идет о крайне важных усовершенствованиях, которыми будут определены термины "классический сидр", "сидр", "сидровий напиток", "пери", "эль", "лагер", "стаут". Рабочая группа предлагает унифицировать размер платы за лицензию на розничную торговлю сидром, пери и другими алкогольными напитками на уровне, например, 4500 грн в год.
Совместная работа ведется и над предложениями, направленными на повышение результативности контроля за качеством, производством и оборотом алкогольных, слабоалкогольных и сброженных напитков со стороны контролирующих органов. Речь идет о внесении изменений в Закон Украины "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, ветеринарной медицине и благополучии животных". В частности, предлагается четко определить, что этот Закон распространяется на алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво и другие спиртосодержащие напитки.
Наработанные предложения по совершенствованию законодательства в сегменте алкогольных, слабоалкогольных и сброженных напитков будут переданы на рассмотрение представителей органов законодательной власти Украины.
Автор Геннадий Кузнецов, эксперт,
Председатель Правления Лиги производителей пищевых продуктов