Франко и авиация: как на Галичине создали воздушные силы без самолетов, аэродрома и пилотов
В начале XX века новой мощной силой на аренах боевых действий начала становиться авиация. Наши военные, которые в сложных условиях пытались завоевать в новом мире место под солнцем для Украинского государства, не могли обойти вниманием новый тренд.
Поэтому в 1918 году в составе УГА появилась авиационная дивизия – фактически Воздушные силы Галичины. Как это вообще удалось на фоне отсутствия самолетов, аэродромов и натренированных пилотов, рассказывает 24 Канал в спецпроекте KOBLEVO. Твоя история.
Как и Украина, бренд KOBLEVO имеет богатую историю. Более 30 лет компания выращивает отборные сорта винограда на Юге Украины, на основе которых создают вина, шампанское, коньяки и бренди. Пора поддерживать национальные бренды, ведь в них – наша история!
Хорошо обученный авиатор и пулеметная сотня
Украинская Галицкая армия (УГА) сформировалась во время Первой мировой войны как вооруженное объединение единомышленников для борьбы за право украинцев на собственное государство. Эта военная формация прошла огромное количество испытаний, достойных отдельного повествования. Мы же остановимся на кое-чем особенном, связанном с громкой фамилией Франко. Но речь пойдет не о выдающемся украинском писателе и политике, а о его сыне – Петре.
Доподлинно неизвестно, когда Петр Франко окончательно осознал, что все же хочет и будет летать. Или, как говорили в то время, станет летуном. Как бы там ни было, а в 1916 году австрийцы отметили технические способности молодого украинского военного и отправили его учиться в Летунскую школу возле Сараево (сейчас Босния и Герцеговина). Позже Франко добрал знаний и навыков в Терезианской военной академии, которая готовила офицеров для австрийской армии.
Сын Ивана Франко получил образование пилота / Фото Shutterstock
Приблизительно в начале 1917 Петр даже написал рассказ "В самолете" – о чувствах, которые испытывает молодой летун в небе, и о технических проблемах, которые встречает. Однако самолета Франко не дали, несмотря на то, что выучился он очень хорошо. Сначала Петр начал выполнять разведывательные задания – искал и фотографировал позиции российских сил в районе Станислава и Надворной. А потом летного специалиста почему-то записали в пулеметную сотню. С чем связано такое решение австрийцев – неизвестно.
В конце 1918 года, когда произошел так называемый Листопадовый чин (украинское восстание против Австро-Венгрии), Петр Франко с собратьями стали на оборону Львова. И вот однажды их позиции на Высоком Замке начал бомбить польский самолет. Тогда Петру его удалось подбить – самолет упал где-то в районе Левандовки. Но общее преимущество польской авиации очень раздражало Франко, который, хорошо обученный, знал, как побеждать в воздушных боях. Были бы только самолеты!
Как построить Воздушные силы с нуля и в домашних условиях
Из Львова украинские войска отступили. А поручик Франко обратился к руководству Украинской Галицкой армии с предложением: а давайте создадим авиационный отдел. Командиры не имели ничего против, дальше дело было за Петром.
А у него был талант организатора, недаром же был среди основателей "Пласта" и спортивного движения на Галичине. Итак, 1 декабря 1918 Петра Франко назначили главой Летунского отдела УГА и референтом летунства при Госсекретариате военных дел.
И что же дальше? В УГА же не было самолетов, не было летунов, не было аэродромов и даже авиационного горючего. Как в такой ситуации можно говорить о создании Летунского отдела? Что ж, сложный вызов Петр Франко встретил очень деятельно и уже имел ряд идей, не зря же самостоятельно выдвинул эту идею перед командирами.
Первый вопрос встал – где обустроить базу. Объездив все потенциально подходящие места, Петр зацепился за город Красное в 50 километрах к востоку от Львова. Там была не только полоса, но и ангары и ремонтная техника. Там же начали собирать первые самолеты – буквально собственноручно, из старых австро-венгерских запчастей.
Первые галицкие самолеты собирали из австро-венгерских запчастей / Фото Shutterstock
Именно так: одна из важнейших идей, которую придумал и воплотил Петр – сборка самолетов из стандартных запчастей, доступных в Галичине. Это позволило сэкономить время и ресурсы. Так один исправный самолет удавалось лепить из нескольких убитых.
Далее нашли горючее для самолетов – в Бориславе. Чтобы его достать, нужно было Франко договориться со своим студенческим товарищем по Львовской политехнике. Получив поддержку местной индустрии, Франко основал авиаремонтную базу, которая позволяла быстро и эффективно восстанавливать поврежденные самолеты. И для этого всего не понадобился большой бюджет или доступ к современным технологиям.
Нужно ли было искать пилотов? Да нет. Франко создал учебные центры, где молодежь училась летать и военной тактике. Желающих хватало, но приходили и ветераны австро-венгерской армии, и летуны из Центра и Востока Украины (Петр также договорился с УНР о поставках самолетов, запчастей и боекомплекта, и даже предлагал Симону Петлюре объединить летные силы).
Что очень предусмотрительно, заработали и курсы механиков. Сам Франко писал некоторые инструкции, в частности о "Совместной работе самолетов с пушками" (как вести себя в боевых ситуациях). В результате титанического труда уже через месяц в Красном было 7 пригодных к боевому использованию самолетов: 4 разведчика и 3 истребителя. А пилотов было не менее 11.
Старый двигатель самолетов / Фото Shutterstock
Все это, конечно, усиливало военную мощь УГА. "Теперь мы бросали бомбы на Высокий Замок, где стояли польские батареи. А польские войска до 1919 года имели значительно худшие самолеты", – победно зафиксировал Петр Франко в мемуарах.
Изобретательность и уверенность в себе
Что все-таки в итоге? Несмотря на то, что воздушные силы Галиции были малочисленны, они достаточно эффективно действовали на фронте. Можно говорить, что их достижения во время Первой мировой (а также персональная изобретательность Петра Ивановича Франко) стали важным прецедентом для будущего развития украинской авиации.
На примере Петра Франко и авиации УГА мы можем увидеть, как креативный подход и инновационные идеи могут помочь добиться успеха даже в самых сложных условиях. В современных же условиях, когда развитие технологий сделало авиацию более доступной, может показаться, что идеи и достижения Петра Франко устарели и утратили актуальность. Но разве это так? Не зря же и в наши дни врагу за год масштабного вторжения не удалось уничтожить украинскую авиацию, сколько бы он ни пытался!
И наконец – что произошло с Петром Франко после Первой мировой и поражения ЗУНР и УНР. Как известно, в результате сговора Сталина и Гитлера Польшу разорвали между двумя империями в 1939 году (чем, собственно, начали Вторую мировую). Львов попал в красную оккупацию. Чтобы легитимизировать влияние западноукраинских земель в УССР, сталинисты решили использовать человека с известной фамилией. Так, в 1940 году Франко неожиданно стал депутатом Верховной Рады первого созыва.
А уже в 1941, после нападения Рейха на СССР, беззастенчиво использованного Петра Франко советские власти арестовали и "эвакуировали". Дальнейшая судьба его точно неизвестна, но рассекреченные архивы КГБ оставляют мало поля для размышлений: "Считаем целесообразным расстрелять".