"Гастроли завершены": за что убрали Войцеха Балчуна из "Укрзализныци"

10 августа 2017, 09:01
Читати новину українською

В среду, 9 августа, руководитель "Укрзализныци" Войцех Балчун подал в отставку. Формально – по собственному желанию. Польский реформатор пробыл на должности всего год. Он запомнился, в частности, запуском поезда из Киева в Перемышль и конфликтом с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном.

Журналисты "24" пытались разобраться со всеми обстоятельствами увольнения польского специалиста Войцеха Балчуна.

Что не сделал?

5 июня истек первый год контракта Войцеха Балчуна на должности руководителя "Укрзализныци". Далее правительство должно решить, продолжать ли с ним соглашение на основе годового отчета. Польский менеджер решил его не готовить. Поэтому его отставка не заставила себя ждать, объясняет директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Эксперт отметил, что отсутствие отчета стало лишь формальным основанием, чтобы Балчун оставил должность. Еще раньше в экспертной среде понимали, что иностранец долго в "Укрзализныце" не задержится.

Читайте также: Отставка Балчуна: эксперты оценили работу польского рокера на "Укрзализныце"

За год руководства у Балчуна еще и конь не валялся по наиболее критическим участкам работы "Укрзализныци".

Во-первых, поляк не сделал ничего, чтобы начать долгий путь обновления грузовых и пассажирских вагонов. На этом настаивали как пассажиры, так и грузоотправители, которые являются основными клиентами "Укрзализныци". Хотя средства в компании на это отложены.

Во-вторых, Балчун не выполнил обещание разработать понятную стратегию развития предприятия – каким образом "Укрзализныця" будет превращаться в современную компанию-перевозчика. Сейчас "Укрзализныця" может похвастаться лишь черновиком стратегии, разработанной командой Балчуна.

Сам Балчун, хотя и называет руководство "Укрзализныцей" сложным вызовом в своей карьере, но отчитывается об определенных достижениях. По его мнению, за время его руководства в "Укрзализныце" произошло значительное улучшение финансового состояния.

Читайте также: Рокер, логист и железнодорожник: каким запомнился в Украине Войцех Балчун

На Facebook-странице пиарщики Балчуна рассказали, что ему удалось достичь заметных успехов в улучшении кредитной политики. Зато эксперт Сергей Вовк говорит, что Балчун не завершил реструктуризацию долгов "Укрзализныци" и не вывел компанию на международный рынок кредитов.

Также в прощальном слове Балчун вспомнил о запуске новых пассажирских сообщений. Что и стало, пожалуй, самым большим достижением поляка. Теперь из Киева в польский Перемышль можно добраться чуть более чем за 7 часов. Расписание подобрано таким образом, что, попав в приграничный городок, украинцы могут сразу ехать в крупные города Польши.

Обвинения

2 августа в прессу попало письмо генпрокурора Юрия Луценко, где он обращался к премьеру и просил его не продлевать контракт с главой "Укрзализныци".

Луценко информировал Гройсмана, что Генпрокуратура расследует хищение 150 миллионов гривен государственных средств за период с 2015-го по 2017 годы. Половина этого периода приходится на руководство компанией польским менеджером.

Собственный план по борьбе с коррупцией на предприятии Войцех Балчун таки провалил. Летом 2016 он дал обещание сохранить 7 миллиардов гривен, поборов непрозрачные закупки.

Читайте также: Я еду домой, к себе домой: соцсети обсуждают отставку Балчуна

Ближе к отставке Балчун изменил мнение о его участии в предупреждении злоупотреблений. Его новая позиция теперь заключалась в невмешательстве в эти дела.

В интервью изданию Liga.net польский специалист подчеркнул, что его команда должна сосредоточиться на руководстве компанией, а преодоление коррупции – дело компетентных органов.

Не вешать всех собак на Балчуна в борьбе против коррупционеров просит заместитель председателя комитета по противодействию коррупции в Верховной Раде Виктор Чумак.

Невозможно построить коммунизм на отдельно взятом предприятии. Правительство и вся система пропитана коррупционными связями, которые тянутся в самые высокие кабинеты, что здесь мог сделать Балчун?
– рассказывает Чумак.

Политика и конфликт с Омеляном

Первым начал критиковать Балчуна за отсутствие результата его шеф – министр инфраструктуры Владимир Омелян, выдвинутый "Народным фронтом". Летом прошлого года чиновник начал активно нападать на польского специалиста за отсутствие реформ.

Тогда защитил Балчуна от Омеляна лично премьер, придумав революционную для Кабмина схему подчинения "Укрзализныци" Минрегионразвития. Недавно суд признал это незаконным.

Год назад сохранить Балчуна на должности для Гройсмана было вопросом демонстрации власти в Кабмине. За последний год он сблизился с представителями "Народного фронта", чем укрепил свое политическое положение. Защищать Балчуна стало непринципиально.

Отставка поляка легко могла стать следствием договоренностей внутри коалиции. Чтобы сохранить международный имидж польскому менеджеру, а правительству не вляпаться в очередной коррупционный скандал, вероятно, решили, что Балчун должен покинуть пост по личным обстоятельствам.

Оказывается, все время Генпрокуратура держала Балчуна в поле зрения. Следователи установили, что из 145 рабочих дней 87 дней польский реформатор отсутствовал. Эту информацию обнародовали уже после заявления о его отставке.

Похоже, что у Балчуна были другие приоритеты в Украине, чем реформы. Высокая даже по европейским стандартам зарплата в 463 тысяч гривен в месяц с возможностью совмещать музыкальную деятельность были замечательными гастролями, что затянулись.

Глава фракции "Народный фронт" Максим Бурбак, который более года работал министром инфраструктуры, считает, что Балчун мог бы больше работать и прилагать усилия, намекнув, что следующим руководителем компании он видит представителя "Укрзализныци", где есть достойные кандидаты занять эту должность.