Анализ экспертов показывает, что только через основные теневые схемы страна ежегодно теряет значительные суммы:

  • теневые схемы в подакцизных товарах: 36 – 40 миллиардов гривен;
  • зарплаты в конвертах: 115 – 200 миллиардов гривен;
  • контрабанда и серый импорт: 120 – 157 миллиардов гривен.

Этот теневой оборот не только опустошает государственную казну, но и создает недобросовестную конкуренцию для честного бизнеса. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

К теме Нардепы побили рекорд: такого количества поправок в госбюджет не было почти 20 лет

Есть прогресс, но вызовы остаются в ряде отраслей

Согласно оценкам аналитических центров, в 2025 году прослеживается положительная динамика уменьшения теневого сектора на рынках подакцизных товаров. Однако несмотря на заметное улучшение, уровень тени остается критически высоким.

Топливный сектор: налоговое неравенство

В 2025 году потери бюджета от неуплаты налогов на топливе (нелегальная продажа и минимизация сборов сетями) оцениваются в 9 – 10 миллиардов гривен.

  • Уровень тени: в 2025 году он составляет 19%, что является ростом по сравнению с 14% в 2024 году, но значительно лучше 34% в 2022 году.
  • Нелегальные АЗС: их количество сократилось с 1500 до 400 – 500 единиц, по данным Нефтегазовой ассоциации.
  • Неравномерность уплаты: существует значительный разрыв в налоговой нагрузке между ведущими сетями АЗС. Некоторые из топ-10 платят более 3 гривен налогов на литр, тогда как другие – менее 2 гривен. Похожая ситуация и с официальными зарплатами – часть сетей выплачивает рыночные оклады, а другая – менее 16 тысяч в месяц.

АЗС
Расчетный оклад работников сетей АЗС / Инфографику предоставил автор

Эти положительные изменения в значительной степени являются результатом активизации работы профильного Комитета ВРУ, Временной следственной комиссии по вопросам экономической безопасности и органов контроля.

Табачная продукция: улучшение после активных действий органов контроля

Благодаря ограничению деятельности нелегальных производств и усилению контроля на розничном рынке в 2024 году, теневой рынок сигарет, по данным Kantar, снизился до 15,4% в конце лета 2025 года. Это существенный шаг вперед по сравнению с пиковыми 25,7% в конце 2023 года.

Однако аномальной является региональная неравномерность: если большинство областей демонстрируют значительный рост легальных продаж, то Житомирская, Запорожская, Кировоградская, Херсонская и Черниговская области остаются в аутсайдерах по динамике легализации.

динамика выручки табачных изделий
Динамика выручки табачных изделий / Инфографику предоставил автор

Алкогольные напитки: резкое сокращение тени

Рынок алкоголя продемонстрировал наибольшее снижение теневой доли за последние годы:

  • в 2022 году тень достигала 47%;
  • в 2024 году – падение до 24%;
  • середина 2025 года – дальнейшее снижение до 15%.

Несмотря на этот прогресс, ежегодные убытки бюджета от нелегального алкоголя все еще составляют 5 – 7 миллиардов гривен, что требует дальнейшего внимания правоохранительных органов.

Бытовая техника и электроника: аномалии в отрасли

В сфере оптовой и розничной продажи техники/электроники наблюдаются значительные аномалии среди крупнейших сетей. Потери бюджета от схем в этой области оцениваются в 15 – 20 миллиардов гривен в год.

Кроме того, здесь наблюдаются низкие зарплаты. При средней зарплате в Украине в более 25 тысяч гривен ряд из топ-10 сетей декларируют аномально низкие средние оклады – 6 – 10 тысяч гривен в месяц. Это свидетельствует о распространении практики доплат в конвертах и использования серых схем для уклонения от налога на прибыль, НДС и тому подобное.

Эта ситуация требует немедленного вмешательства Государственной налоговой службы и Бюро экономической безопасности.

Интересно Низкие пенсии и соцвыплаты: почему правительство не повышает прожиточный минимум до фактических потребностей

Дорожная карта детенизации: предложения аналитических центров

1. Необходимо как можно быстрее реализовать ключевые задачи Стратегии, способствующие борьбе со схемами.

  • ІТ-консолидация информационных ресурсов ГНС под эгидой Минфина и обеспечение их администрирования независимым субъектом.
  • Интеграция с европейскими системами НДС, возмещения НДС и мониторинга движения акцизных товаров.
  • Улучшение обмена налоговой и таможенной информацией с другими странами для борьбы с трансграничными схемами и контрабандой.

В то же время стоит пересмотреть и отклонить вредные инициативы Нацстратегии, такие как радикальное ограничение упрощенной системы, а также предоставление ГНС права арестовывать счета и имущество и блокировать их без решения суда и уголовного производства.

2. Повышение качества институтов.

Следует ускорить назначение председателя ГМС и ее полную перезагрузку в соответствии с Законом 3977-ІХ, предоставить необходимое финансирование для БЭБ в 2026 году для донабора специалистов. Внедрить качественные KPI для ГНС, ГМС, БЭБ.

Также надо восстановить работы Межведомственной рабочей группы по вопросам детенизации экономики и усилить внимание профильного Комитета ВРУ и ВСК к этим секторам.

3. Усиление контроля и публичность.

  • Обеспечение публичности данных об объемах продаж и услуг в наиболее уязвимых группах товаров (особенно подакцизных) с использованием аналитической системы СУД РРО.
  • Экономическое стимулирование покупателей для получения фискальных чеков, запуск чат-бота ГНС для жалоб.
  • Увеличение штрафов для черных торговцев подакцизными товарами.
  • Законодательное урегулирование производства и оборота жидкостей для электронных сигарет.
  • Введение реестра "дропов".

Комплексная реализация этих мероприятий позволит перекрыть лазейки для теневого бизнеса, обеспечить честную конкуренцию, принесет значительные дополнительные поступления в государственный бюджет. Эти средства являются критически важными для усиления обороноспособности страны в условиях роста потребности в финансировании.