Анализ экспертов показывает, что только через основные теневые схемы страна ежегодно теряет значительные суммы:
- теневые схемы в подакцизных товарах: 36 – 40 миллиардов гривен;
- зарплаты в конвертах: 115 – 200 миллиардов гривен;
- контрабанда и серый импорт: 120 – 157 миллиардов гривен.
Этот теневой оборот не только опустошает государственную казну, но и создает недобросовестную конкуренцию для честного бизнеса. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
К теме Нардепы побили рекорд: такого количества поправок в госбюджет не было почти 20 лет
Есть прогресс, но вызовы остаются в ряде отраслей
Согласно оценкам аналитических центров, в 2025 году прослеживается положительная динамика уменьшения теневого сектора на рынках подакцизных товаров. Однако несмотря на заметное улучшение, уровень тени остается критически высоким.
Топливный сектор: налоговое неравенство
В 2025 году потери бюджета от неуплаты налогов на топливе (нелегальная продажа и минимизация сборов сетями) оцениваются в 9 – 10 миллиардов гривен.
- Уровень тени: в 2025 году он составляет 19%, что является ростом по сравнению с 14% в 2024 году, но значительно лучше 34% в 2022 году.
- Нелегальные АЗС: их количество сократилось с 1500 до 400 – 500 единиц, по данным Нефтегазовой ассоциации.
- Неравномерность уплаты: существует значительный разрыв в налоговой нагрузке между ведущими сетями АЗС. Некоторые из топ-10 платят более 3 гривен налогов на литр, тогда как другие – менее 2 гривен. Похожая ситуация и с официальными зарплатами – часть сетей выплачивает рыночные оклады, а другая – менее 16 тысяч в месяц.
Расчетный оклад работников сетей АЗС / Инфографику предоставил автор
Эти положительные изменения в значительной степени являются результатом активизации работы профильного Комитета ВРУ, Временной следственной комиссии по вопросам экономической безопасности и органов контроля.
Табачная продукция: улучшение после активных действий органов контроля
Благодаря ограничению деятельности нелегальных производств и усилению контроля на розничном рынке в 2024 году, теневой рынок сигарет, по данным Kantar, снизился до 15,4% в конце лета 2025 года. Это существенный шаг вперед по сравнению с пиковыми 25,7% в конце 2023 года.
Однако аномальной является региональная неравномерность: если большинство областей демонстрируют значительный рост легальных продаж, то Житомирская, Запорожская, Кировоградская, Херсонская и Черниговская области остаются в аутсайдерах по динамике легализации.
Динамика выручки табачных изделий / Инфографику предоставил автор
Алкогольные напитки: резкое сокращение тени
Рынок алкоголя продемонстрировал наибольшее снижение теневой доли за последние годы:
- в 2022 году тень достигала 47%;
- в 2024 году – падение до 24%;
- середина 2025 года – дальнейшее снижение до 15%.
Несмотря на этот прогресс, ежегодные убытки бюджета от нелегального алкоголя все еще составляют 5 – 7 миллиардов гривен, что требует дальнейшего внимания правоохранительных органов.
Бытовая техника и электроника: аномалии в отрасли
В сфере оптовой и розничной продажи техники/электроники наблюдаются значительные аномалии среди крупнейших сетей. Потери бюджета от схем в этой области оцениваются в 15 – 20 миллиардов гривен в год.
Кроме того, здесь наблюдаются низкие зарплаты. При средней зарплате в Украине в более 25 тысяч гривен ряд из топ-10 сетей декларируют аномально низкие средние оклады – 6 – 10 тысяч гривен в месяц. Это свидетельствует о распространении практики доплат в конвертах и использования серых схем для уклонения от налога на прибыль, НДС и тому подобное.
Эта ситуация требует немедленного вмешательства Государственной налоговой службы и Бюро экономической безопасности.
Дорожная карта детенизации: предложения аналитических центров
1. Необходимо как можно быстрее реализовать ключевые задачи Стратегии, способствующие борьбе со схемами.
- ІТ-консолидация информационных ресурсов ГНС под эгидой Минфина и обеспечение их администрирования независимым субъектом.
- Интеграция с европейскими системами НДС, возмещения НДС и мониторинга движения акцизных товаров.
- Улучшение обмена налоговой и таможенной информацией с другими странами для борьбы с трансграничными схемами и контрабандой.
В то же время стоит пересмотреть и отклонить вредные инициативы Нацстратегии, такие как радикальное ограничение упрощенной системы, а также предоставление ГНС права арестовывать счета и имущество и блокировать их без решения суда и уголовного производства.
2. Повышение качества институтов.
Следует ускорить назначение председателя ГМС и ее полную перезагрузку в соответствии с Законом 3977-ІХ, предоставить необходимое финансирование для БЭБ в 2026 году для донабора специалистов. Внедрить качественные KPI для ГНС, ГМС, БЭБ.
Также надо восстановить работы Межведомственной рабочей группы по вопросам детенизации экономики и усилить внимание профильного Комитета ВРУ и ВСК к этим секторам.
3. Усиление контроля и публичность.
- Обеспечение публичности данных об объемах продаж и услуг в наиболее уязвимых группах товаров (особенно подакцизных) с использованием аналитической системы СУД РРО.
- Экономическое стимулирование покупателей для получения фискальных чеков, запуск чат-бота ГНС для жалоб.
- Увеличение штрафов для черных торговцев подакцизными товарами.
- Законодательное урегулирование производства и оборота жидкостей для электронных сигарет.
- Введение реестра "дропов".
Комплексная реализация этих мероприятий позволит перекрыть лазейки для теневого бизнеса, обеспечить честную конкуренцию, принесет значительные дополнительные поступления в государственный бюджет. Эти средства являются критически важными для усиления обороноспособности страны в условиях роста потребности в финансировании.



