Геращенко: У нашего общества – безумные перспективы

9 июня 2017, 10:39
Читати новину українською

Преподаватель, предприниматель и мыслитель, человек, который воплощал инновационные системы в ракетно-монтажных комплексах и в бизнесе, Вячеслав Геращенко в интервью сайту "24" рассказал о специфике мышления лидера, объяснил, почему стоит заниматься современным инвестированием — в собственное образование и как украинскому обществу стать успешным.

Господин Вячеслав, Вы три года занимались внедрением инноваций на Северном космодроме, 19 лет — созданием, управлением и трансформацией бизнес-систем, а сейчас Вы являетесь преподавателем Киево-Могилянской бизнес-школы. Как переходили от одной сферы в другую?

Я родился в Николаеве. После школы поехал в Ленинград, поступать в военно-космическую академию имени Можайского. А потом — офицером проходил службу на Северном космодроме тогдашнего СССР. Там мы воплощали определенные инновационные проекты для монтажно-испытательных комплексов, где, собственно, собирались ракетоносители вместе с космическим аппаратом и выводились на стартовые площадки.

В 1991-1992 годах впервые появилась возможность сознательного выбора для офицера. И мой выбор был — выйти из Вооруженных сил и вернуться на Родину, в Николаев. Это были сложные времена, нужно было содержать семью. И я решил уйти в бизнес. Начал с торговли, затем стал создавать собственные проекты. Я до сих пор остаюсь бизнесменом, владельцем нескольких компаний, в том числе в Европе.

А шесть лет назад по приглашению декана kmbs Александра Саврука я приехал в Киев для старта в новом качестве — преподавателя системного мышления и руководителя Presidents 'MBA, а впоследствии — заместитель декана с MBA-программ.

В нашей стране, говорят, есть проблема с лидерами. Мы выбираем как бы кого-то успешного и активного, а впоследствии выясняется, что мыслит он старыми категориями и действует "совковыми" методами. Замечаете ли Вы эти черты в лидерах, с которыми работаете?

Существуют различные категории лидерства. Кто такой лидер в традиционном советском и постсоветском понимании? Это харизматичная личность, которая может влиять на круг последователей, заряжать их идеей или чем-то вроде идеи (квазиидеей), и за счет своих способностей держать людей в собственном энергетическом поле, обеспечивать определенное движение. Это один тип лидерства.

Мы в kmbs считаем, что харизматические способности — неплохая вещь, но не приоритетная. Гораздо важнее долг и способность лидера создать идею "по-крупному" — как сложную нематериальную структуру. И эту идею адекватно донести до людей, которые способны ее осуществить. И тогда уже не лидер ведет последователей благодаря своим харизматическим качествам, а люди идут по идее, восхищаются ею, в них "включается" ответственность, ценностная ориентация. Идея ведет людей, и этот процесс уже не зависит от непосредственного контакта с лидером или его личных характеристик. Это лидерство другого типа — системное.

Такие лидеры есть в любой естественной системе. Их количество ограничено — только 3-7%, но они есть. И говорить о нехватке людей даже математически неправильно. Вопрос только в том — востребованы ли они, есть ли запрос на подобную деятельность и подобные способности, есть ли запрос не просто на улучшение, а на масштабные изменения.

В наших условиях улучшение на 20-30% — это хорошо, но не решает проблему с будущим нашим и наших детей. В нашем контексте улучшение должно быть в разы, а это уже трансформационная логика. И ее способны реализовать только системные лидеры. Это и есть базовый концепт Киево-Могилянской бизнес-школы. Способность мыслить и влиять на более широкие системы — это ядро наших МВА-программ.

Как изменился бизнес в Украине за последние 20 лет? Приблизился он к европейскому, или мы идем своим путем?

Изменения в бизнесе — это следствие более масштабных изменений. Даже следствие второго порядка: ведь бизнес меняется, если меняется страна, а изменить страну (или мир, или бизнес) невозможно, если не менять людей, отвечающих за эти системы. А как изменить человека? Используя природные силы.

Человек — единственное существо в мире, которое может развиваться. Но нужно, чтобы он осознал это, захотел, был мотивирован, а также — нашел учебную среду, которая будет инициировать такие изменения, выступать триггером, наполнять пространство вещами другого качества. В первую очередь, речь идет о способе мышления.

Не изменив образ мышления — невозможно изменить бизнес. Его можно уменьшать или увеличивать, он может приспосабливаться или приходить в упадок. Но устойчивое развитие возможно только через изменение образа мышления лидеров, которые взяли на себя ответственность за определенные системы — рестораны, школы, сети магазинов.

Постсоветский бизнес — одношаговый. Он мыслит категориями "как взять из бюджета побольше, а отдать туда налогов поменьше". Но это, собственно, и не бизнес, это схематическое процессирование перераспределения ресурсов. Такая схема не действует в долгосрочной перспективе, она меняться. На первое место должно выходить генерирование добавленной ценности для потребителя. А источником дохода должно быть следствие взаимодействия добавленной ценности в продукте и потребностей потребителя. И чем качественнее эта комбинация — тем выше маржа компании, ее прибыль и перспективность. Но такая система возможна только при условии другого подхода, что требует системного и стратегического мышления.

Насколько легко лидеры и бизнесмены учатся такому мышлению?

Человек всегда стремится к комфорту: физическому, температурному, энергетическому и др. А изменение образа мышления — это процесс ломки определенных стереотипов, некомфортный для любого. Если человек это осознает, то ему будет легко и приятно бороться с собой.

К нам приходят люди, которые имеют целью изменить мир вокруг себя, а не только внутри своей маленькой системы "я и моя семья". Это взрослые, персонально мотивированные люди, которые принимают решение — я буду учиться. Они инвестируют в свои способности, расширяют свои границы. А, кроме того, если их дети видят, что отец или мать идут учиться в 40-50 лет — это же лучшая инвестиция в ребенка через собственный пример.