Об этом и многом другом с исполнительным директором Института массовой информации и членом Комиссии по вопросам журналистской этики Оксаной Романюк говорили журналисты 24 канала.
Интересно: Почему Кремль возвращает тезис про "один народ", – объяснение замминистра
Перезагрузка Мининформполитики: кто будет отвечать за информационную безопасность?
Еще когда создавалось Министерство информационной политики, было много опасений, что это будет такой орган цензуры, который будет влиять на свободу слова. Этого не произошло.
Важно: Советник Владимира Зеленского Мыкита потакает заявил о желании президентской команды "перезагрузить в ноль" Министерство информационной политики
Я так понимаю, что министерство создавалось как межведомственный рабочий орган, который должен заниматься координацией воплощения информационной доктрины. Я думаю, что такой орган нам нужен, чтобы согласовывать работу различных государственных исполнительных структур. В частности, возможно, чтобы была платформа для диалога с гражданским обществом.
Я не знаю, каким будет формат этого органа. Или это, все же, останется министерство, или это будет что-то другое – не могу сказать. Однако, думаю, что в тех условиях, в которых находится Украина, нужна координационная структура, которая, конечно, ни в коем случае не будет влиять на деятельность независимых журналистов или свободу слова. Координационный центр, наверное, нужен.
Совет по свободе слова Зеленского – аналог межведомственной группы Порошенко?
Относительно инициативы о создании Совета по вопросам свободы слова – гражданское общество об этом заявляло давно. Похожий орган – межведомственная рабочая группа по вопросам безопасности журналистов – существовал при президенте Порошенко. Там у нас был достаточно эффективный диалог с правоохранителями.
К слову: Офис президента Украины инициирует создание Совета по вопросам свободы слова при главе государства
К сожалению, этот орган прекратил свое функционирование в начале 2018 года. Мы говорили о том, чтобы возобновить такую рабочую группу, ведь у нас на самом деле есть вызовы, связанные с физической агрессией в отношении журналистов.
Мы предлагали такой формат, как был во времена Петра Порошенко, но сейчас инициатива несколько иного формата. Мы будем подавать, чтобы войти в эту рабочую группу. Мне и самой интересно, каким образом будет функционировать эта рабочая группа, какими вопросами будет заниматься.
Важно: У Зеленского хотят сократить количество министерств
Объединение Нацсовета и Госкомтелерадио-довольно "сомнительная вещь"
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания и Государственный комитет – это разные органы: один из них принадлежит к исполнительной власти, а другой – является надзорным органом. Поэтому я даже не знаю, как их можно объединить. Это довольно сомнительная вещь.
На самом деле, функции Госкомтелерадио закончились, когда прошла реформа разгосударствления. Поэтому, на самом деле, этот орган нужно ликвидировать. Нужна политическая воля, внесение соответствующих изменений в Конституцию.
Реформа разгосударствления прессы - превращение государственной и коммунальной Прессы в независимые издания. Реформа призвана обеспечить независимость СМИ от публичных ораганов.
Гражданское общество уже давно говорит, что это такой старый орган, оставшийся еще с Советского Союза, когда была целая сеть государственных газет. Сейчас нам наоборот нужно менять законодательство касательно радио и телевидению, поскольку оно очень устаревшее. Оно не соответствует современным реалиям.
В этом законодательстве необходимо предусмотреть несколько ключевых моментов – усиление независимости, компетенции и эффективности Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Сейчас наш регулятор самый слабый в Европе. Вы и сами можете увидеть, что у нас происходит в телепространстве.
Монополизация СМИ и их зависимость от олигархов
Сегодня остро стоит вопрос медийных монополий, поскольку в законе речь идет лишь о "телевизионном и радиорынке". Как этот рынок мерить, вообще не понятно. Любая монополия может легко защитить себя в Антимонопольном комитете. Просто скажет: "а по каким критериям можно это оценить?"
Интересно: Медведчук не остановится на достигнутом
Так же нам необходима независимость редакционной политики изданий от олигархов. Есть большой вопрос, как это можно прописать.
Кроме того, есть серьезные вопросы относительно прозрачности финансирования аудиовизуальных медиа. Сейчас очень сложно доказать, что и кому принадлежит. Буквально на днях было заявление Нацсовета, что они не могут доказать, что ряд телеканалов действительно принадлежит Медведчуку.
У Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания нет доказательств связи телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK с председателем политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктором Медведчуком
Чтобы была прозрачность финансирования телеканалов, то можно было бы доказать связь с каким-то владельцем. Для нас, для гражданского общества, будет задачей на следующие 5 лет введение независимости редакционных политик, развитие украинских аудиовизуальных СМИ.
Так же важно развитие интернет-изданий. Сейчас в Украине онлайн-медиа не считаются средствами массовой информации. Я считаю, что им нужно придать соответствующий статус. Мы разработали соответствующий законопроект, в котором предлагаем добровольную регистрацию.
К слову: Зеленский: не дадим монополизировать телевидение таким, как Медведчук
Однако если ты регистрируешься как онлайн-медиа, то тоже берешь на себя определенные обязательства. Ты должен декларировать, кто является твоим владельцем. Например, в Германии обнародуют информацию, кто является главным редактором, а кто – владельцем. Тогда человек понимает, что он читает и можно ли этому медиа доверять.
Безграничная свобода слова – опасность во времена информационной войны?
Свободу слова гарантирует украинская Конституция. Но в законах Украины уже прописаны ее границы, поскольку свобода слова не является абсолютной категорией. Она останавливается там, где начинается, например, детская порнография или призывы к свержению конституционного строя.
Здесь уже вопрос к правоохранительным органам, как они выполняют свои функции и насколько эффективно.
Важно: Конституция Украины гарантирует право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Ограничиваться эти права могут только в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка.
Я пока не могу сказать, насколько жесткой или наоборот будет регуляция. У нас самих множество вопросов. Но мы разрабатываем законопроекты и хотели бы, чтобы именно законопроекты гражданского общества были взяты за основу новым парламентом.
С одной стороны нам нужно найти баланс между защитой свободы слова и национальной безопасности. Понятно, что не может быть никакой военной цензуры. Об этом не может быть и речи. С другой стороны нам нужна прозрачность и ответственность на рынке.