Следствием введения утилизационного сбора может стать очередное подорожание иномарок

Согласно документу, за утилизацию среднестатистической легковой иномарки будут просить 5,5 тыс. гривен. Кроме того, будут действовать и коэффициенты в зависимости от возраста и объема двигателя автомобиля. Последнее изрядно удивило экспертов отрасли. Ведь этот показатель на процесс утилизации не влияет, убеждают специалисты.

Впрочем, даже и без таких абсурдных норм документ обещает автомобильному импорту нелегкую жизнь. Ведь, как констатируют эксперты, утилизационный сбор приведет к очередному подорожанию иномарок и ослаблению конкуренции на рынке. Добавить проблем может еще и инициатива Минфина увеличить акцизный сбор на импорт автомобильных кузовов. По мнению экспертов, это может привести даже к закрытию крупноузловой сборки авто на украинских предприятиях, а в перспективе - и к монополизации рынка.

Если исчезнут два автосборочных завода "Еврокар" и Кременчугский, если исчезнет импорт, два завода-монополиста, которые останутся, смогут поделить рынок. И вы думаете, что они будут продавать авто по той цене, что и сейчас? Если не будет конкурентов? Я думаю, мы будем вынуждены покупать Daewoo по цене Mercedes,
- считает генеральный директор ВААИД Олег Назаренко.

В такой ситуации подать пример по спасению отечественного автопрома должно само государство, убеждены эксперты. То есть делать долгосрочные госзаказы, которые бы позволили нарастить производство и, соответственно, снизить себестоимость украинского автомобиля.

Если производить, то хотя бы 300-400 тысяч авто. Тогда будет разговор. Пока же производство очень низкое. Чем больше мы производим, тем меньше себестоимость. Поэтому утилизация - это отдельная тема. А если бы мы имели заказы для нашего производителя на 5 лет, это бы дало уменьшение ценообразования на автомобили,
- рассказывает почетный президент концерна "Укрросметалл" Григорий Дашутин.

Евросоюз негативно воспринимает инициативу Украины

Тем временем из-за украинского автомобилестроения могут пострадать экспортеры. Напомним, украинская инициатива ввести утилизационную пошлину на импортные автомобили была негативно воспринята в Евросоюзе. Наши западные соседи ожидали, что утилизационные споры Украина и Россия решат между собой. Зато, как констатируют эксперты, от утилизационного сбора пострадают прежде всего европейские автопроизводители. А это неизбежно подтолкнет ЕС к адекватному ответу, прогнозируют экономисты.

Ничего не бывает асимметричным в вопросах внешней торговли. Поэтому есть риски, связанные с тем, что аналогичные, симметричные меры могут быть задействованы и против украинских товаропроизводителей на европейском рынке. С другой стороны, украинцы не торгуют в Европе автомобилями. Это означает, что можно ожидать удара по какой-то другой группе товаров. В этом риск,
- отметил исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

Но больше всего от инициатив власти могут пострадать обычные автомобилисты. Ведь, по подсчетам специалистов, дешевые иномарки подорожают на 9 тыс. грн. В результате налоги на импорт подержанных авто в 3-5 раз будут превосходить их стоимость, констатирует Олег Назаренко. Тогда как средний возраст автомобиля в Украине - 17,5 лет.