Цена бортов имеет для россиян второстепенное значение и не является основной проблемой. Об этом 24 Каналу рассказал полковник запаса ВСУ, летчик-инструктор, военный эксперт Роман Свитан, добавив, что главная сложность для оккупантов состоит в том, чтобы собрать такой самолет.

К теме Стоит десятки миллионов, очень ценный для России: что известно об Ил-22, который подбила Украина

Серьезный удар по российской оборонке

Внутри А-50 была очень важная аппаратура. Людей, умеющих с ней работать, в России очень мало. Снова создать самолет такого уровня будет трудно, ведь передачу оккупантам технологий, элементной базы для производства отслеживают.

Это серьезная потеря в техническом смысле. Борт А-50 – это 15 – 20% их боевого потенциала в области самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Также выведен из строя, а, возможно, полностью потерянный Ил-22 – это летающий командный пункт. Невозможно восстановить утраченный потенциал в быстрые сроки,
– подчеркнул Роман Свитан.

У России еще осталось несколько бортов обоих самолетов. Теперь оккупанты будут распределять направления их работы. Еще большая проблема с экипажем, который был обучен, профессиональный и мог работать на такой аппаратуре. Быстро найти новых людей не получится.

Поэтому российская оборонная отрасль получила серьезный удар.

Кто мог находиться на самолете

Что касается информации, что на борту находились высокопоставленные должностные лица, то, по словам Свитана, это почти однозначно. Ведь с самолета ведется непосредственное управление боем, а также работа с локатором по принятию решений о маршруте запуска ракет. Поэтому там могли быть генералы, отвечавшие за дальнейшую работу ракетных систем, маршруты "Шахедов".

Поэтому не стоит исключать, что на борту было выше командование. Впрочем, вряд ли уничтожение самолетов приведет к кадровым изменениям в российском минобороны.

Это не проблема военной верхушки, генштаба или минобороны. Проблемы такого уровня – это недоработка среднего звена. Там могут быть отставки,
– допустил летчик-инструктор.

Как это повлияет на ракетные обстрелы Украины

Самолет А-50 использовали для корректировки маршрутов ракет, но вряд ли это отразится на способности россиян наносить ракетные удары по Украине. Если такая задача будет, то оккупанты могут выполнить ее без корректировки с самолета. Это может увеличить количество потерь, но россияне к такому готовы.

Этапы планирования не совсем зависят от наличия общей информации, поступающей от А-50. Надо просчитать. У них теперь атаки идут с интервалом 5 – 7 дней. В общем это такая же картина, которая была в 2023 году,
– заметил Свитан.

Он добавил, что от А-50 зависело "качество" использования этих ракет, но не сами атаки, как таковые.

Уничтожение российских самолетов: контекст

  • Украинские военные 14 января сбили российский самолет А-50 над Азовским морем. Это воздушное судно дальнего радиолокационного обнаружения, поэтому было способно видеть цели в небе и на земле на расстоянии до 400 километров. От нападения истребителей такие борта предохраняет сопровождение, а сам А-50 приводит борта на цели. Уничтожение самолета такого типа стало первым в истории.
  • Вместе с А-50 Украине также удалось подбить российский Ил-22, направлявшийся в Анапу. Несмотря существенные повреждения он все-таки добрался до города, где попросил аварийную посадку. Впрочем, ремонту это воздушное судно уже не подлежит. Самолет горел, на борту есть пострадавшие, а может быть, и погибшие.
  • Потерю А-50 называют самой дорогой после крейсера "Москва". Его оценивали в 750 миллионов долларов. По подсчетам Forbes стоимость базовой версии А-50 составляет 330 миллионов долларов, модернизированной – еще больше. Таких самолетов в России немного, равно как и умеющего на них работать экипажа.
  • Начальник Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов заявил, что в хорошем состоянии в России находятся всего 8 самолетов А-50. Следовательно, уничтожение борта станет серьезным вызовом для оккупантов. Более того, это, вероятно, повлияет на возможность российских захватчиков вести круглосуточную оперативную деятельность и поддерживать связь в зоне боевых действий.