Формирование культуры безопасности: правила минной безопасности должны стать привычными для каждого ребенка
ЮНИСЕФ продолжает комплексную программу минного просвещения, которая не только направлена на формирование безопасного поведения среди детей и опекунов, но и имеет целью приблизить изменения на уровне общества и государства в целом. Несмотря на то что 97% детей в возрасте 10 – 17 лет считают, что проинформированы о правилах минной безопасности, за последние 2 года зафиксировали 135 случаев получения детьми минно-взрывных травм.
Уже более десяти лет Украина является одной из самых заминированных стран в мире наравне с Афганистаном, Суданом и Йеменом. В результате активных боевых действий в последние годы почти треть территории страны потенциально загрязнена минами и другими взрывоопасными предметами.
Обратите внимание Почти 10 миллионов человек в Украине не имеют бесперебойного доступа к чистой воде: о проблеме
Если с 2014 года к миноопасным территориям относили отдельные районы Донецкой и Луганской областей, то с февраля 2022-го проблема распространилась на большинство регионов страны, где угрозу представляют не только мины и неразорвавшиеся боеприпасы, но и кластерные боеприпасы, запрещенные международными конвенциями. По данным Женевского международного центра по гуманитарному разминированию, в 15 из 25 областей Украины зафиксировали 176 различных типов взрывоопасных предметов (ВОП).
Такая ситуация создает риски для здоровья и жизни всех украинцев, а особенно детей и молодежи, которые являются социально активными и еще недостаточно осведомленными с рисками войны из-за своего возраста. За последнее десятилетие в Украине от мин и других взрывоопасных предметов пострадали 2519 гражданских людей, из них 328 – это дети. В частности, 73 ребенка погибли, а 255 получили ранения.
Однако с начала полномасштабной войны динамика несчастных случаев, связанных с ВНП, ухудшилась: только с февраля 2022-го по август 2024 года от мин пострадали 1286 гражданских лиц, из них 135 детей, что почти равно количеству раненых за семь предыдущих лет боевых действий на Востоке Украины.
Учитывая эти реалии поддержка детей, которые получили минно-взрывные травмы, а также соответствующая превентивная деятельность - формирование безопасного поведения - стали неотъемлемой частью жизни украинцев на много лет вперед.
Такие баннеры привлекают внимание / Фото, предоставлено 24 Каналу
Обратите внимание! Слоган "Не подходи! Не трогай! 101 сообщай!" родителям стоит изучить вместе с детьми. Исследования показывают, что разговоры родителей с детьми о правилах безопасности повышают их осведомленность с нормами безопасного поведения.
В ответ на растущие угрозы,, ЮНИСЕФ вместе с местными и международными партнерами развернул комплексную программу для повышения уровня осведомленности населения, в частности детей, с минной опасностью, нормами безопасного поведения и для формирования культуры безопасности на национальном уровне. Еще начиная с 2014 года ЮНИСЕФ занимается минным просвещением на Луганщине и Донетчине, а с 2022-го – по всей стране.
Программа ЮНИСЕФ по минному просвещению в Украине разработана так, чтобы влиять на поведение ребенка комплексно – через коммуникацию на индивидуальном уровне, то есть в семье и с друзьями, на уровне громады – через создание благоприятной среды и предоставления услуг и сервисов (учебные заведения, молодежные центры и т.д.), а также на национальном уровне (через внедрение новых политик и законодательства).
Уметь распознать опасность
Чтобы дети вели себя безопасно, ЮНИСЕФ и партнеры проводят занятия по минной безопасности по всей стране, создают постеры и визуальные материалы, а также разрабатывают другие интересные форматы представления информации, которая может повлиять на поведение ребенка и, соответственно, сохранить ему жизнь. Среди них – комикс и рабочая тетрадь о Суперкоманде против мин, разработаны совместно с детскими психологами и педагогами по принципу "обучение через игру" (edutainment). Через визуально привлекательную историю команда супергероев учит детей правилам безопасного поведения, а благодаря рабочей тетради дети закрепляют полученные знания. Отдельно создан одноименный мультфильм с героями комикса, рассчитан на детей и подростков в возрасте 8 – 13 лет.
Актуально! Как дополнение к комиксу и задач создано онлайн-игру, которая учит распознавать опасные предметы, объясняет, где они могут быть, какие есть предупредительные знаки и как действовать, если наткнулся на опасный предмет: https://game.bezpeka.info/.
Формат мультфильмов хорошо зарекомендовал себя в минном просвещении, поскольку мультики любят и дети младшего возраста, и подростки. Мультфильм "Безопасные каникулы" ориентирован на детей в возрасте 4 – 10 лет и учит их быть осмотрительными во время каникул – тогда, когда дети много времени проводят без пристального присмотра взрослых и могут оказаться вблизи потенциально опасных мест (водоемов, лесополос, заброшенных зданий). Героем мультиков о минной безопасности также стал любимец малышей пес Патрон. Истории о Псе доброй воли ЮНИСЕФ интересны детям разного возраста – от 4 до 16 лет – и охватывают темы минной опасности, а также поддержки ментального здоровья, которое поможет обезопасить себя от лишних рисков. В дополнение к мультфильму недавно вышла серия комиксов с псом Патроном, которая в развлекательно-информативной форме рассказывает об опасностях в Украине и объясняет, как от них уберечься.
Все материалы доступны для загрузки на веб-сайте Bezpeka.info и в библиотеке полезных материалов "Спильнотека".
Советы психолога
К разработке всех материалов ЮНИСЕФ по минному просвещению присоединилась известный детский и семейный психолог Светлана Ройз. Вот несколько советов от нее.
Когда мы занимаемся с детьми минным просвещением:
- Мы забираем все игрушки, которые своим видом напоминают ВОП. Так мы формируем осознание, что любой контакт и прикосновения к этим предметам опасны. Когда ЮНИСЕФ работал над созданием материалов по минному просвещению, мы следили за тем, чтобы в раскрасках, квестах не было ни одного задания, для выполнения которого детям пришлось бы даже карандашом касаться опасных предметов.
- Мы показываем ВНП исключительно на картинках и фото, не учим детей точных названий мин, боеприпасов или аббревиатур, потому что это никак не поможет в потенциально опасной ситуации вспомнить правильный алгоритм действий. Если ребенок пытается коснуться самого изображения взрывоопасного предмета, мы приучаем его даже в этом случае: "НЕТ, не трогай!".
- Мы акцентируем, что ВОП могут иметь разный цвет, размер, быть сделаны из различных материалов, и объясняем им, почему; что они могут быть спрятаны в игрушках или бытовых предметах на территориях, где велись боевые действия или были военные позиции. Мы приучаем так, как когда-то приучали к правилам гигиены: "Никогда ничего не поднимаем на улице!".
ЮНИСЕФ использует подход "обучение через игру" (edutainment) не только в формате комиксов, раскрасок или мультиков, а в абсолютно всех учебных материалах по минной безопасности, в частности, и для групповой работы, как-вот в настольных играх для подростков в возрасте 10 – 16 лет, карточках с загадками для детей в возрасте 4 – 12 лет, которые учителя и воспитатели могут использовать во время занятий, и в рабочих тетрадях к брошюрам для детей разного возраста и взрослых.
Все материалы, разработаны ЮНИСЕФ для использования в работе с детьми разного возраста, сосредоточены на четырех аспектах минного просвещения: (1) как выглядят опасные предметы и почему; (2) где они могут быть; (3) какие предупредительные знаки сигнализируют об опасности; (4) как нужно действовать. К разработке материалов привлекали детских психологов и экспертов по минному просвещению, которые в легкой форме объясняют детям, как безопасно вести себя на территориях, которые могут быть загрязнены минами.
Летом 2004 года ЮНИСЕФ вместе с ГСЧС и "Укрзализныцей" запустили игру-ходилку для подростков "Шаги (не) во все стороны". Она появилась на киевском железнодорожном вокзале, который посещают тысячи детей со всех уголков страны. Игра разработана по принципу настольной, но теперь яркие клеточки с заданиями были размещены на полу вокзала. Покрутив барабан и передвигаясь игровым полем, ребенок обходит различные угрозы, а также получает указания, как надо и как не надо поступать – и так запоминает основные правила минной безопасности.
Игра по безопасности позволяет осознать важное в легкой форме / Фото, предоставлено 24 Каналу
В ноябре 2024 года кампания ЮНИСЕФ по обучению детей и молодежи правилам минной безопасности 2016 – 2024 годов была отмечена престижной премией по эффективности коммуникационных кампаний – Effie Awards Ukraine 2024. Проект стал серебряным призером в номинации "Стабильный успех: некоммерческие организации". На основе поведенческой науки и обучения через игру креативная команда ЮНИСЕФ создала экосистему, где каждый может легко усвоить правила минной безопасности и поделиться ими с другими. 9 из 10 детей в Украине знают: не подходи, не трогай, 101 набирай!
Еще одним призером премии стала кампания "Движимба", которая получила "серебро" в категории "Малобюджетные кампании: некоммерческие организации" и "бронзу" в категории "Создание сообщества". "Движимба" – это социально-поведенческая активация, в которой молодежь из Движения юных спасателей ГСЧС объясняет правила безопасности в трендовых и креативных TikTok-видео.
К наиболее уязвимым громадам – через мобильные классы
В конце 2023 года ЮНИСЕФ запустил мобильные классы безопасности. Это специально оборудованные автомобили для проведения уроков безопасности как внутри них, так и снаружи рядом в тех громадах, которые больше всего пострадали в результате боевых действий и заминирования. Таким образом дети, которые из-за рисков безопасности чаще всего не имеют доступ к очному обучению, смогли получать знания, спасающие жизни. Мобильные классы оборудованы всем необходимым, чтобы занятия состоялось независимо от погоды. Инструкторы ГСЧС и Нацполиции, работающие в мобильных классах безопасности, прошли специальную подготовку от ЮНИСЕФ и партнеров. Теперь они могут в игровом и интерактивном формате рассказывать детям разного возраста о минной и пожарной безопасности, безопасное поведение дома, правила поведения на дороге, кибербезопасности и тому подобное. Ценные знания, представлены в таком формате, детям нравятся и легче запоминаются.
С момента запуска мобильных классов безопасности привлечено 154 000 детей. Классы функционируют в 10 областях - Днепропетровской, Николаевской, Одесской, Запорожской, Полтавской, Харьковской, Сумской, Киевской, Житомирской, Черниговской, а также в городе Киеве.
Как работают мобильные классы: смотрите видео
Минное просвещение как обязательная часть школьного обучения
ЮНИСЕФ совместно с Министерством образования и науки Украины разработали практикум по минной безопасности, чтобы каждый школьник усвоил правила, которые сохраняют жизнь и здоровье. Этот практикум стал обязательным дополнением к школьному курсу "Здоровье, безопасность и благосостояние".
Для учителей уже доступны разработанные ЮНИСЕФ совместно с партнерами пособие с подробными планами и презентации для уроков по минной безопасности, адаптированные для начальной и средней школы. Также в широком доступе другие интерактивные материалы и видео для групповой работы по теме, в частности:
- интерактивные онлайн-уроки во Всеукраинской школе онлайн для дистанционного обучения, адаптированы для младших и старших школьников;
- серия советов от психологов для коммуникации с детьми о взрывоопасных предметах;
- брошюра с заданиями от Суперкоманды против мин для подростков;
- загадки на тему минной безопасности для дошкольников, учеников младшей и средней школы;
- мультики для детей ("Безопасные каникулы" – для детей в возрасте 3 – 10 лет, "Суперкоманда против мин" – для детей в возрасте 8 – 16 лет, "Пес Патрон" – для детей в возрасте 4 – 16 лет);
- видео с псом Патроном и саперами о самых распространенных типах взрывоопасных предметов и формирование безопасного поведения в условиях преодоления последствий боевых действий;
- информационные постеры и игры.
Дети точно не заскучают, а самое главное – запомнят все правила безопасного поведения.
Вместе с тем ЮНИСЕФ повышает квалификацию специалистов, которые могут положительно повлиять на формирование безопасного поведения ребенка – педагогов, спасателей и полицейских, чтобы те могли интересно подавать детям важные и актуальные знания и строить свою коммуникацию с учетом особых образовательных потребностей учащихся. Так, ЮНИСЕФ совместно с партнерами разработал онлайн-курс по преподаванию минной безопасности современным детям разного возраста с учетом их возрастных, образовательных и психологических особенностей и в условиях активных боевых действий. Курс предоставляет специалистам практические инструменты для формирования безопасного поведения на территориях, потенциально загрязненных минами и другими взрывоопасными предметами, содержит советы по созданию безопасной среды, психологической разгрузки детей, оценки знаний, а также практические материалы и презентации для интерактивного проведения занятий онлайн и офлайн. Он также знакомит с международными стандартами и подходами к поведенческим изменениям, предлагая креативные форматы, сочетающие обучение и игру, призваны изменить поведение ребенка и перевести его в безопасную плоскость.
К созданию курса ЮНИСЕФ привлек специалистов в сфере детской и возрастной психологии, педагогики, инклюзивного образования, минного просвещения и поведенческих изменений, чтобы помочь участникам курса стать эффективными проводниками безопасности для детей и молодежи. Курс рекомендован методическим советом Украинского института развития образования.
МОН совместно с ЮНИСЕФ приглашают педагогов пройти онлайн-курс: смотрите видео
Как отмечает Инна Галенко, школьная учительница из Харьковской области, которая из-за ситуации с безопасностью в области взялась искать полезную информацию и наткнулась на онлайн-курс от ЮНИСЕФ, этот курс помог не только структурировать и углубить знания по теме, но и заручиться советами детских психологов по стабилизации тревожных состояний у детей, которые Инна теперь использует не только на уроках, но и в жизни.
Ирина с учениками / Фото, предоставлено 24 Каналу
Пожалуй, наиболее полезной темой для учеников является тема скрытых опасностей. Я приводила примеры, какие бытовые вещи могут быть опасными. Как сказала моя ученица Мария на уроке, "то, что не твое, ни в коем случае не бери в руки",
– отметила Ирина.
По состоянию на конец ноября 2024 года на курс зарегистрировались 13 000 слушателей. 2320 педагогов завершили обучение и получили сертификаты курса. Больше всего на нем было зарегистрированных представителей Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областей. А среди работников ГСЧС и Нацполиции 4100 человек получили сертификаты – в основном из Львовской, Херсонской и Хмельницкой областей.
Поддержка детей, которые получили минно-взрывные травмы
Отдельным направлением работы является поддержка детей, которые непосредственно пострадали от последствий войны – получили минно-взрывные ранения, в том числе и те, что привели к инвалидности.
Так, в январе 2024 года ЮНИСЕФ вместе с Международным комитетом спасения (IRC) при поддержке Генерального директората Европейского Союза по вопросам гражданской защиты и гуманитарной помощи (ECHO) развернули программу помощи таким детям. Комплексная поддержка в рамках программы включает ведение случая, индивидуальные психологические сессии, психосоциальную поддержку и ведение экстренных случаев, а также интеграцию детей с инвалидностью в общество. Кроме того, совместно с IRC и Ассоциацией саперов Украины ЮНИСЕФ проводит обучение специалистов и социальных работников из общественного сектора и государственных служб для надлежащей помощи детям, пострадавших от мин.
Сейчас программа функционирует в Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской областях. Это едва ли не единственная в Украине программа, оказывающая поддержку непосредственно детям, которые получили травмы войны, в частности в отдаленных регионах. Кроме того, она учитывает возрастные особенности и индивидуальные потребности конкретного ребенка.
Одним из первых получил помощь в рамках этой программы ЮНИСЕФ Ярослав из Харьковской области. Парень потерял ступню, когда остановился на обочине дороги, чтобы починить свой мотоцикл, и по неосторожности наступил на мину-лепесток, которая сразу же взорвалась.
Около полугода подросток ждал протез и пытался приспособиться к новым реалиям. Когда Ярослав уже получил протез, департамент социальной защиты населения Харьковской ОГА и ЮНИСЕФ направили его дело в программу помощи. Там специалисты проанализировали потребности Ярослава и его семьи, и парень начал посещать индивидуальные консультации психолога IRC, а также получил комплект одежды, обувь и постельное белье через фонд экстренного реагирования на критические случаи. Кроме того, социальные работники IRC направили семью Ярослава для получения финансовой помощи. Социальный работник и психолог продолжают посещать семью парня и отслеживать его прогресс.
Ярослав возвращается к нормальной жизни / Фото, предоставлено 24 Каналу
Как поддерживают детей с минно-взрывными травмами / Инфографика, предоставлена 24 Каналу
Результат усилий – высокая осведомленность с минной опасностью
Чтобы оценить результаты активностей по противоминной деятельности, ЮНИСЕФ вместе с исследовательской компанией "Rating Group" провели комплексное исследование осведомленности с минной безопасностью и практики безопасного поведения среди родителей и детей 10 – 17 лет в рамках гуманитарной помощи Европейского Союза. Исследование среди 25 500 респондентов (12 750 родителей и 12 750 детей) проводилось в период с марта по апрель и было опубликовано в июне 2024 года. Опрос проходил на всех территориях, кроме неподконтрольных правительству территорий и территорий, где на момент опроса отсутствовала мобильная связь, с фокусом на громады, загрязненные ВНП.
Исследование показало, что ребята в возрасте 14 – 17 лет из громад с заминированными территориями демонстрируют высокий уровень опасного поведения по ВНП, особенно проживающие в сельской местности и которых воспитывают в малообеспеченных семьях. Зато девушки этой возрастной группы ведут себя значительно безопаснее. Наименее рискованным является поведение детей в возрасте 10 – 13 лет.
Хотя более 90% детей проинформированы о минной опасности, знания заметно различаются по областям. Наиболее осведомлены с правилами минной безопасности дети проживают в Запорожской, Харьковской, Херсонской, Донецкой и частично Сумской областях. На Черниговщине, Киевщине и Житомирщине уровень осведомленности детей ниже.
Несмотря на владение знаниями об опасных местах, более 80% детей, проживающих в заминированных районах, продолжают проводить время вблизи водоемов, лесополос, на полях и даже на заброшенных военных позициях, где риск наткнуться на ВОП особенно высок.
Благодаря информированию с помощью комиксов и мультфильмов, созданных ЮНИСЕФ, дети демонстрируют лучшую осведомленность с правилами минной безопасности. В частности, среди тех, кто читал комиксы и брошюры ЮНИСЕФ, 59% имеют низкий уровень риска и только 9% показали высокий уровень опасного поведения.
В целом же около 80% детей смогли идентифицировать потенциально опасные и взрывоопасные предметы. Но 40% опрошенных детей имеют средний риск опасного поведения, а 13% – высокий, то есть несмотря на осведомленность с рисками все равно сознательно подвергаются опасности.
С более подробными данными можно ознакомиться ниже / Инфографики, предоставлены 24 Каналу
Исследование также продемонстрировало, что основным источником знаний о минной опасности для детей являются учебные заведения и родители. Именно поэтому ЮНИСЕФ продолжает подчеркивать необходимость для родителей и педагогов повышать свой уровень знаний и продолжать доносить детям ценную информацию. Например, специально для мам и пап был разработан "Пособие для родителей: как говорить о минном просвещении с детьми".
Программа минного просвещения, которую ЮНИСЕФ внедряет в Украине уже более десяти лет, показывает значительные результаты, которые были бы невозможны без поддержки партнеров и доноров – Агентства США по международному развитию (USAID) и Генерального директората Европейского Союза по вопросам гражданской защиты и гуманитарной помощи (ECHO).
Впереди еще десятилетие работы, и чтобы эта деятельность имела как можно лучший эффект, программа должна и дальше фокусироваться на наиболее уязвимых слоях населения и работать с пробелами и мотиваторами безопасного поведения. И для эффективности усилий к программе должны присоединиться как можно больше сторон. Ведь только так можно создать безопасное будущее для каждого ребенка.