Феномен украинской моды: как развивалась fashion-индустрия времен независимости

3 августа 2024, 14:00
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Сегодня украинская индустрия моды переживает едва ли не лучшие времена за всю историю независимости страны. Об отечественных брендах пишут культовые глянцевые издания, самые влиятельные селебрити надевают на красные дорожки платья от наших дизайнеров, а количество вещей с биркой "Made in Ukraine" активно растет.

Одежда от украинских дизайнеров становится доступнее, ассортимент – шире, а качество – выше. Примерить желаемую вещь можно в физических мультибрендовых шоурумах или заказать онлайн с доставкой на дом. Наблюдая за этим прорывом, трудно представить, что так было не всегда, пишет 24 Канал.

К теме Несокрушимый, как дух украинцев: как изменился наш кинематограф за годы Независимости
 

Что обусловило этот прорыв, кто стоял у истоков украинской модной индустрии и чьими именами мы можем гордиться, рассказываем в новом материале проекта, посвященном Дню Независимости Украины, – "33 момента гордости".

Українцям є чим пишатися! Ми – творча нація, яка вміє тонко відчувати світ та вкладати глибокі сенси у будь-яку справу. Саме тому одяг від українських дизайнерів настільки особливий. Разом з брендом Nemiroff розповідаємо історію української індустрії моди, яка за неймовірно короткий час змогла закохати у себе весь світ.
Nemiroff De Luxe. Визнаний у світі, гордий бути українським! That's my spirit!

От картонки на базаре до Ukrainian Fashion Week: первый этап украинской индустрии моды

В первые годы восстановления Независимости украинцам было не до моды. С одной стороны – бешеный рост цен, переходящий в гиперинфляцию, с другой – укоренившаяся установка советской власти о том, что изысканная и стильная одежда – это буржуазное явление, которое стоит искоренять. Ситуацию осложняло и то, что после распада СССР большинство отечественных предприятий, которые специализировались на легкой промышленности, оказались на грани исчезновения. А те, что уцелели, фактически за бесценок начали шить одежду на экспорт.

В это время одежды собственного производства почти не было. Поэтому рынок заполонили товары, привезенные из Польши, Венгрии и Турции. В это время примерять джинсы приходилось у раскладки, стоя на картонке, белые кроссовки были мечтой, а в однотипные свитера из ангоры одевались все: от детей до взрослых.

Существовал также культ иностранных вещей – рубашки Versace, кожаные куртки, малиновые пиджаки и тяжелые золотые цепочки. Все это нелегально ввозилось в страну. Аудитория, которая выбирала такой стиль, была соответствующей.

Стоит вспомнить и тягу украинцев к авангардизму. Этот тренд стал эхом свободы, ставшей главной характеристикой 90-х. Люди самостоятельно перешивали старую одежду, экспериментировали с фасонами и комбинировали различные стили.

Параллельно в стране начали формироваться элитные круги. Их обслуживали в фирменных ателье. Одежду шили на заказ, а стоимость готового изделия оценивалась в долларах. Позволить себе такие услуги могли исключительно "высшие круги": политики и первые представители отечественного шоубизнеса.

Все изменилось в 1997 году с организацией в Украине первого в Центральной и Восточной Европе Fashion Week. Вместе с этим событием появилась украинская дизайнерская мода pret-a-porte.

Первый сезон проходит в ноябре. Коллекции представляют 13 брендов и дизайнеров. Среди них сегодняшние легенды индустрии, такие как Сергей Бызов.


Одежда украинских дизайнеров в 1997 году / Коллаж 24 Канала

Событие, проведено по всем мировым стандартам и правилам, уже вскоре разрастается до международного уровня. И что важно – открывает дорогу молодым и амбициозным дизайнерам из Украины.

Именно Ukrainian Fashion Week дал украинским дизайнерам возможность использовать национальный колорит и интегрировать этнические мотивы. Эту тематику подхватила, в частности, Лилия Пустовит, которая представила коллекцию платьев с узорами, характерными для традиционных жупанов и платков Центральной Украины.


Одежда украинских дизайнеров / Коллаж 24 Канала

Впоследствии к традиционной вышивке также обратится Оксана Караванская, которая дебютировала на UFW в 1999 году и Олеся Телиженко, которая осовременит этнический костюм. А в 2000 году тематику этно развивает Роксолана Богуцкая.

Свою первую коллекцию на Ukrainian Fashion Week представил и молодой Андре Тан, который до сих пор остается примером коммерчески успешного дизайнера.

Пэрис Хилтон и Андре Тан на Ukrainian Fashion Week / Фото Getty Images

Важным событием в мире украинского fashion стал конкурс молодых дизайнеров одежды "Взгляд в будущее" и New Names. В первом приняли участие Ксения Шнайдер, Артем Климчук, Маша Рева и Иван Фролов. "Новые имена" же открыли бренды Nota Bene & Karavay и Nekh. Интересно, что именно локальные события дали толчок талантам, которых сегодня знают и ценят далеко за пределами Украины.

Взаимодействие моды и политики

Менялись времена, а вместе с ними и общественно-политическая ситуация в стране. И именно эти трансформации дали новый вектор развития украинской моде. Так, дебютная коллекция Айны Гассе в 2001 привлекла к себе внимание политических имиджмейкеров и дизайнер начала создавать одежду для Юлии Тимошенко. Это стало сигналом, что носить одежду от украинских брендов – престижно.

В 2004 главным цветом Украины стал оранжевый. В том году украинские дизайнеры даже создали соответствующие коллекции. Все, чтобы поддержать Виктора Ющенко. Так, fashion-мир впервые глобально присоединился к социально-политическим процессам.


Оранжевый показ / Фото platfor.ma

Важно, что на этом коллаборации политического и дизайнерского миров не завершаются. Семью Ющенко одевали львовские дизайнеры – Оксана Караванская и Роксолана Богуцкая. Марина Порошенко выбирала одежду от Лилии Пустовит и Виктории Гресь. Обсуждаемым стал ее образ в платье масс-маркет бренда Must Have.

Традицию продолжила и семья Зеленских. Сам президент часто выбирает тактическую одежду от украинского бренда M-TAC и 281z, футболки и свитшоты с трезубцем от KATELAB, которые в первые дни полномасштабного вторжения приобрели статус культовых, костюмы Indposhiv и вышитые рубашки Etnodim.

Неизменным амбассадором украинских брендов сегодня является и Елена Зеленская. Она надела на саммит НАТО вышитую рубашку от бренда Gunia Project, в США первая леди приехала в стильном костюме бренда Bobkova, а получить награду Clinton Global Citizen Award из рук супругов Клинтонов Зеленская вышла в брюках от бренда Six и элегантной белой блузке от A.M.G. И этим список не ограничивается. Бренд DOT, COAT by Katya Silchenko, Etnodim, Gasanova – все это лишь небольшая часть того, что успела популяризировать Зеленская.

Первые международные признания

Примерно в 2007 году начинается новый период украинской моды, что ознаменуется выходом украинских дизайнеров на международную арену. К примеру, одежда Пустовит начинает продаваться в лучших мировых концепт-сторах и шоурумах. В то же время происходит самопрезентация новой генерации украинских дизайнеров, в частности, со своими минималистичными коллекциями дебютируют Светлана Бевза, Артем Климчук, Лиля Литковская.

Уже в 2008 году украинец Саша Каневский получает приглашение в Нью-Йорк, где демонстрирует коллекцию ведущим экспертам и одновременно показывает им, что существует уникальная, самостоятельная и самобытная украинская мода. А в 2009-м Андре Тан, Ольга Громова, Оксана Караванская, Елена Даць и Елена Ворожбит участвуют в выставке Who's Next на платформе Atmosphere's (Париж). Украинская площадка привлекает внимание fashion-сообщества. Следующий успех ожидает украинцев в Милане, где эксперты отмечают высокое мастерство таких брендов как Zalevskiy, Pshechenko, Victoria Gres.

Весомым событием стал дебют "Киевских дней моды", которые впоследствии получили название Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Площадка сразу нацелилась на поиск и развитие молодых экспериментаторов. Новые имена привлекали зарубежных инсайдеров. Нас все чаще обсуждали, рекламировать и рекомендовали. Интеграция в мир "высокой моды" продолжалась.

Украинское – это модно

И все же настоящий "бум" на украинское случился после 2014-го и закрепился в 2022 году. Именно этот период характеризуется активным развитием отечественной индустрии моды и активной популяризацией изделий "made in Ukraine".

За несколько лет с подиумов и глянца вещи от наших производителей стали базой и иногда даже мейнстримом. Все это – исключительно на энтузиазме создателей. И этот процесс продолжается. Мы активно завоевываем европейский и американский рынок, а без изделий наших дизайнеров трудно представить инстаграм-аккаунты инфлюенсеров и публичные выходы мировых звезд. И чтобы это были не просто пафосные слова, собрали самые яркие аутфиты звезд в нарядах украинских брендов.

Иван Фролов

Сегодня Ивана Фролова знают далеко за пределами Украины. На протяжении многих лет его яркие корсетные наряды, украшенные кристаллами, авторскими вырезами и корсетами, выбирают для выступлений и съемок Maneskin, Рита Ора, Дуа Липа, Кайли Миноуг, Хлои Кардашьян, Гвен Стефани и Сабрина Карпентер.

Одна из самых громких демонстраций нарядов от Фролова пришлась на 2023 год. Это произошло в Дубае во время перформанса Бейонсе. Певица выбрала розовое корсетное мини-платье Firework, леггинсы и перчатки.

Последовательной фанаткой одежды от Фролова является и Джей Ло. Певица и актриса неоднократно появлялась на публике в платьях и боди украинского дизайнера. К слову, именно его наряд звезда выбрала и для сцены из фильма This Is Me... Now, посвященном выходу первого за 10 лет альбома. Речь идет о белом платье с вырезами в форме сердец.

Bevza

Bevza – еще один пример успешного и узнаваемого украинского бренда. Его основательница и дизайнер Светлана Бевза является частым гостем нью-йоркских Недель моды. Ее наряды выбирают Эмили Ратажковски, Белла Хадид, Кэти Холмс, Эмили Ратажковски, Эмма Уотсон, Селена Гомес, а звезда культового сериала "Игра престолов" Софи Тернеру надела комбинезон Bevza во время свадебной церемонии.

Бренд фокусируется на минимализме и четких линиях, а главной ценностью является комфорт. Поэтому неудивительно, что звезды выбирают вещи из коллекций Светланы не только для публичных выходов, но и для кэжуал-образов.

Ruslan Baginskiy

Фирменные шляпки дизайнера Руслана Багинского (RB) сегодня, кажется, может узнать каждый. Их носит Мадонна, Кайя Гербер, Белла Хадид, Ванесса Паради, Рози Хантингтон-Уайтли и многие другие. О Багинском активно пишут глянцевые издания.

Что важно, его головные уборы покупают и украинцы. Поэтому не только на улицах Нью-Йорка, но и в наших городах можно легко встретить тех, кто ценит произведения дизайнера. И это действительно замечательно.

К теме Made in Ukraine: какие украинские компании хорошо известны во всем мире

Olēnich

Украинский бренд медленной моды Olēnich быстро получил популярность за рубежом. Вещи, изготовлены из высококачественных экоматериалов, поддерживают идею моду без жестокости. Такой подход поддерживают и мировые знаменитости.

Например, певица и актриса Селена Гомес, которая признана одной из самых популярных звезд в инстаграме, надела кожаный миди тренчкот бренда. Выход привлек немалое внимание аудитории.


Селена Гомес примерила тренч от бренда Olēnich / Фото Getty Images

Ksenia Schnaider

Украинский бренд получил популярность благодаря идее апсайклинга. Вещи из старого денима в необычных интерпретациях быстро покорили мир моды и стали хитом среди селебрити первой линии. Сейчас бренд продолжает совершенствовать технологии производства и расширять ассортимент. Новые коллекции охватывают не только деним, но и вечерние платья и спортивную одежду. Недавно бренд представил коллекцию в коллаби с Adidas.

Говорить о звездах, которые надевали одежду от Ксении и Антона Шнайдеров можно бесконечно. В перечень входят главные модные инфлюенсеры: от сестер Хадид до Дуа Липы. К тому же в джинсах от бренда прогуливалась Селин Дион.

IENKI IENKI

Созданный Дмитрием Евенко бренд IENKI IENKI, специализируется на пошиве верхней одежды. Дизайны изделий довольно узнаваемы: яркие цвета, металлизированная ткань, over-силуэт, накладные карманы.


В пуховиках украинского бренда под прицелы фотокамер попадали Белла и Джиджи Хадид, Эмили Ратаковски, Кортни Кардашян, Хейли Бибер, контент-криэйторы Young Emperors.

Но не звездами едиными. Бренд также снаряжал украинскую антарктическую экспедицию на борту исследовательского ледокола "Ноосфера". Команда дизайнеров длительное время сотрудничала с сотрудниками научно-исследовательской базы имени Вернадского, чтобы обеспечить соответствие каждой детали требованиям климата Антарктиды.

Anna October

Бренд женской одежды, вдохновленный идеей свободы, откликнулся главным модницам мира. В лаконичных платьях Anna October заметили модель Хейли Бибер, певицу Raye, теннисистку Серену Уильямс, стилистку и телеведущую Алексу Чанг.

Litkovska

Украинский бренд, основанный дизайнером Лилией Литковской, всегда был в центре внимания звездных гостей. Сначала это были представители отечественного шоубиза. Но вскоре об одежде украинки узнали за рубежом.

Сейчас одежду от Litkovska носят самые популярные певцы и актеры. Среди последних весомых выходов – Розалия в шерстяных брюках с регулируемой посадкой и Рита Ора в свитере Nebula из коллекции PF`24.

История украинской моды пишется прямо сейчас. И совсем нет сомнений, что она будет яркой, грандиозной и известной во всем мире.