Как Автодор "закатывает" в украинские дороги миллиарды гривен
Ежегодно на содержание украинских автодорог из госбюджета выделяют миллиарды гривен, но чиновники Автодора традиционно оправдывают отсутствие дорог нехваткой финансирования. Видимо поэтому вынуждены внедрять новаторские, часто неожиданные технологии ремонта.
Деньги потрачены. Асфальт не держится, а состояние и имения автодоровцев магическим образом растут.
Орест Проник — председатель правления государственной акционерной компании "Автомобильные дороги Украины", которая объединяет все облавтодоры. Орест Юрьевич возглавил компанию в марте 2014 года, тогда ему едва исполнился 31 год. Мужчина имеет 2 высших образования. Трудовую деятельность начал еще в студенческие годы — был помощником Ивана Стойко — народного депутат и экс-губернатора Тернопольской области.
После окончания университета Проник работал в госпредприятиях исключительно на руководящих должностях. Деловой опыт начальник "Автодора" не афиширует. Но известно, что свою первую компанию он основал в 16 лет. Впоследствии стал совладельцем еще нескольких.
Большинство из них привлекали к развитию украинских путей. Например, одна из киевских компаний Проника имела исключительное право делать разметки на дорогах Тернопольской области.
Орест Проник — из династии западноукраинских дорожников, которые прочно укоренились на государственной службе и в государственных подрядах. Отец Ореста — Юрий, возглавляет Службу автодорог Ровенской области, до этого занимал аналогичную должность в Тернопольской. А в 2003-2005 годах был руководителем госкомпании "Автомобильные дороги Украины". Мог ли он тогда подумать, что меньше чем за 10 лет в том же кресле будет сидеть его сын?
Кроме того, Юрий Проник — заслуженный строитель Украины. Он полностью соответствует званию, ведь на чиновничью зарплату смог "построить" немало недвижимости, преимущественно в Тернополе. Например, в 2012 году г-н Юрий купил скромную квартиру на 95 квадратов.
Интересно, что участок, на котором стоит домик, — собственность тернопольского городского совета, его назначение — огородничество. Жена Юрия Проника арендовала его три года назад и, как видим, вырастила не только огурцы.
В селе Софиевская Борщаговка соседом главного "автодоровца" является "бриллиантовый прокурор" Александра Корниец. Дом любителя драгоценностей оценивают минимум в 10 миллионов гривен. Кажется, домик Ореста Проника стоит не меньше.
Похоже, дорожную отрасль Тернопольщины Проники превратили в клановый бизнес. Старейшина клана — Степан Проник возглавлял Дереневский асфальтобетонный завод — дочернее предприятие Тернопольского облавтодора.
Родственника Ореста — депутата Тернопольского горсовета Андрея Грегоращука — связывали с Дорожностроительным предприятием "Техно-Строй-Центр". Предприятие выиграло немало тендеров на ремонт дорог в Тернопольской и Ровенской областях, а в последние годы компания расширила тендерные горизонты на Львовскую, Черновицкую и Хмельницкую области. Сайт "Наши деньги" подсчитал, что сумма подписанных с ней договоров составляет более полутора миллиарда гривен.
В стоимость каждого литра топлива заложено дорожный сбор. Водители, покупая горючее, платят его автоматически. Деньги идут на содержание дорог и Автодора. Кажется, чиновники иногда забывают, кто на кого работает.