Колочава – уникальное село на Закарпатье с невероятной историей

12 ноября 2016, 14:22
Читати новину українською

Колочава – единственное в Украине село, где есть 10 музеев, 20 памятников и чрезвычайный этнический колорит.

Закарпатье было в составе огромного количества государств — Венгрии, Австрии, Чехословакии, Советского Союза и Украины. От каждой регион что-то взял для себя. И только в Cкансене — музеи под открытым небом, где показан быт Колочавы в разные периоды.

В следующем музее повстанцев искренне советую вам помнить пароль — "Слава Украине", там вас встретит вооруженный воин УПА.

Музей освободительной борьбы назвали "Бункер Штаера" в честь самого известного уповца на этих землях. Бунтари здесь были еще от опрышков и аж до УПА.

У нас было где-то 46 группировок, от 4 до 10 человек в составе. Но через сексотство и энкаведистов 45 групп были рассекречены буквально за год. Вся информация о них уничтожена,
— рассказал экскурсовод Андрей Глеба.

Ребята продержались 10 лет. Только в окрестностях Колочавы по горам имели 8 убежищ. Одно из них воссоздали в музее. Замаскированный вход, но внутри есть все необходимое для жизни.

Читайте также: Неизвестные факты про родовой замок старинных украинских меценатов Острожских

Ребята могли находиться в таких укрытиях от 3 до 6 месяцев. Чтобы было что пить, то желобами вода затекала в колодец, из колодца вымывались через туалет и дальше.

Когда холоднее, поселиться туристам предлагают в колыбе лесоруба. Это такой местный отель, состоящий из 20 номеров. Одна ночь стоит 35 гривен с человека. За эти деньги получите уже готовые кариматы и мангал.

Времена венгерского господства здесь воссоздали участком жандармерии. Историю Карпатской Украины здесь поселили в тогдашний автобус, поскольку именно на таких наши ребята когда отступали заехали в Колочаву. Не обошли и страницы энкаведистских репрессий, почти сотня колочавцев погибла в лагерях.

Читайте также: Чем удивляют уникальные дворцы и замки на Закарпатье

В селе также есть изрядная аттракция — музей узкоколейки. Такие узкие колеи строили во второй половине 19 века. Их главное предназначение было вывоз древесины. Если в долине реки, нельзя было транспортировать лес сплавом, то прокладывали колею.

Музейщики привезли сюда немецкий паровоз 50-х годов, он вполне на ходу, но ехать ему уже нигде. А каждый из 10 вагонов показывает транспортировку за разной власти. Здесь имеют до сих пор подвижную дрезину, на ней возят туристов.

И сразу рядом с Колочавой в соседнем селе есть одно из самых красивых озер Украины — Синевир.