По данным НБУ, на конец прошлого года в Украине действовало 68,9 млн. банковских карт (увеличение за год на 16%), из которых две трети были в активном пользовании, сообщает "Бизнес.Цензор".
При этом если еще 2-3 года назад украинцы использовали платежные карты в основном для того, чтобы снять наличные в ближайшем банкомате, то по результатам 2019 г. объем безналичных операций с картами впервые превысил 50% по сумме и 80% по количеству всех операций с картами и составил почти 1,8 трлн. грн.
А в этом году, несмотря на кризис, объемы будут еще выше. Т.к. из-за коронавируса и сопровождавшего его карантина, по данным Нацбанка, объемы безналичных платежей с использованием карт только за первый квартал 2020 г. выросли еще на четверть.
За прошлый год инфраструктура использования карт также активно развивалась – количество POS-терминалов за год выросло почти на 20% до 334 тыс. единиц. В общей сложности через терминалы за прошлый год прошло более 2,1 млрд. операций на общую сумму 513,4 млрд. грн.
Украинские банки и международные платежные системы (в Украине более популярна Mastercard, на нее в прошлом году приходилось 68,5% всех карт) неплохо зарабатывали на карточных платежах. Только за первые 9 месяцев 2019 г. доход банков от обслуживания карточных платежей составил около 10 млрд. грн. Столько финансовые организации получили от предпринимателей в качестве комиссии за обслуживание каждой оплаты с помощью банковской карты.
Торговые точки, в свою очередь, увеличивают стоимость товаров, перекладывая нагрузку на конечного потребителя. Причем заплатить повышенную цену приходится и тем, кто рассчитывался наличными деньгами. По подсчетам экспертов, из-за комиссии банков и платежных систем, в среднем, украинцы переплачивают с каждой покупки около 5 гривен.
Копеечка к копеечке
При осуществлении платежной операции с помощью банковской карты, кроме непосредственно предпринимателя, у которого вы покупаете товар, зарабатывают еще три стороны (иногда две).
Это, во-первых, банк, который предоставляет торговой организации POS-терминалы и осуществляет поддержку и обслуживание каждой сделки с их использованием. Такой банк называется эквайером, а осуществляемая им поддержка — услугой эквайринга. Именно эквайер зачисляет на счета торговой организации денежные средства от каждой сделки, проведенной с помощью карты. И за это банк берет свою комиссию — она называется merchant fees.
В Украине эта комиссия в среднем составляет для крупных организаций от 1,7%, для малого и среднего бизнеса — от 2 до 2,5% от суммы каждой сделки.
До 60% всех POS-терминалов в нашей стране принадлежат Приватбанку, еще около 25% суммарно – Ощадбанку и Райффайзен Банку Аваль. Оставшиеся около 15% делят Альфа-Банк, Укрэксимбанк, ПУМБ, Пивденный и другие.
Вторая сторона, зарабатывающая на карточной операции, — банк-эмитент платежной карты, которой покупатель рассчитывается с продавцом. С ним банк-эквайер делится частью своей прибыли по сделке — и эта комиссия, называемая interchange, составляет от 1,4 до 2,2%. В случае, когда платежная карта принадлежит самому банку-эквайеру, никакого interchange никто не платит.
Ну и третья сторона, которая тоже с удовольствием зарабатывает свой процент от каждой транзакции — платежная система, к которой относится карта — Visa или Mastercard. Их доход составляет примерно 0,3% от стоимости покупки.
Для расширения рынка карточных платежей банки активно "подсаживают" клиентов на всевозможные "золотые" и "платиновые" карты, скидки и кэшбеки, которые, фактически, владелец карты "оплачивает" сам себе, рассчитываясь по завышенной цене за товары и услуги.
Сложившаяся ситуация серьезно тормозит развитие рынка безналичных услуг, так как для предпринимателей намного выгоднее работать с наличными деньгами. Ведь услуги инкассации обходятся бизнесу примерно в 100 раз дешевле, чем по карточным платежам.
Из-за этого часть бизнеса не торопится развивать у себя возможность оплаты с помощью платежных карт, что способствует в том числе и дополнительной тенизации экономики.
Государство не торопится вмешиваться
Объемы карточных платежей (1,8 трлн. грн.) уже превышают объем государственного бюджета Украины (1,27 трлн. грн. – по расходам на 2020 г.).
Казалось бы такие значительные объемы операций, монопольное положение двух международных платежных систем и довольно высокие комиссии по платежам уже должны были давно обратить на себя внимание со стороны государственных органов и прежде всего, внимание Антимонопольного комитета.
Но государство пока не торопится вмешиваться. В отличие от стран Евросоюза – где еще пять лет назад был принят специальный регламент 2015/751, в котором четко прописаны максимальные проценты комиссии за обслуживание платежных карт — не более 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт.
Самостоятельно же решить проблему с высокими комиссиями банков и платежных систем не могут даже крупные компании – что уж говорить о малом бизнесе.
Правда, первый шаг, чтобы разрушить эту "банковско-платежную монополию" был сделан Верховной Радой Украины в начале октября 2020 г. Законопроект №4178 предполагает постепенное снижение общей комиссии за проведение платежа, эквайринга — до 1,5% с начала следующего года, до 1% с июля 2021 года, и максимум 0,5% с начала 2022 года.
Принятие этого законопроекта, во-первых, поможет снизить нагрузку на предпринимателей. Все-таки размер банковской комиссии сопоставим с размерами единого налога, который платят субъекты упрощенной системы налогообложения (а по некоторым группам ФЛП комиссия даже превышает единый налог).
Во-вторых, это может создать определенный антиинфляционный стимул – т.к. предпринимателям нужно будет закладывать в финальную цену товара гораздо меньшую комиссию банков и платежных систем.
И, в-третьих, парадоксально, но от снижения цен могут выиграть также банки и платежные системы. Ведь, по сути, здесь может сработать тот же принцип, который уже работал на других высокотехнологических рынках – например, на рынке мобильных телефонов и мобильной связи. Напомним, мобильные операторы и производители мобильных телефонов в долгосрочном плане стратегически выиграли от серьезного снижения цен, увеличения доступности мобильной связи и, как результат, от резкого увеличения рынка. Тот же принцип может помочь банкам и платежным системам резко увеличить рынок безналичных платежей и увеличить их доход – не за счет огромных комиссий, а за счет существенного увеличения количества операций платежными картами.
Украинский бизнес: "Это ненормально, когда в Украине комиссия за обработку банковских карт в 2-3 раза выше, чем в РФ и в 4-5 раз выше, чем в ЕС"
Владислав Чечеткин, совладелец интернет-магазина Rozetka.ua:
По действующему законодательству, торговое предприятие не может отказать в приеме оплаты банковской картой и не может изменять цену при разных способах оплаты. При этом Нацбанк и государство делают все, чтобы покупатели максимально отказались от наличных. А значит, у бизнеса просто не остается альтернативы. Мы должны платить банкам просто за перевод денег наших покупателей 2-3% с каждой продажи. В 2020 г. Rozetka.ua заплатит за эти услуги банков 250 млн. гривен.
Самостоятельно договориться с банками невозможно, потому что у бизнеса нет альтернативы. По сути у нас скрытый налог в 2-3% от оборота. Так как более 70% всех эквайринговых платежей проходят через госбанки.
Без законодательного регулирования тарифов не обойтись. Уверен, что это ненормально, когда в Украине комиссия за обработку банковских карт в 2-3 раза превышает комиссии в РФ и в 4-5 раз превышает этот показатель в ЕС. Снижение комиссии приведет к улучшению конкурентного положения украинского бизнеса и к снижению цен для конечного покупателя.
Сергей Бадритдинов, управляющий директор INTERTOP Ukraine:
Эта комиссия болезненна для бизнеса. Если в Европе она ограничена на уровне 0,5%, то у нас малый и средний бизнес оплачивает 2-3% от каждой транзакции. Именно поэтому нередки ситуации, когда в мелких торговых точках говорят: "У нас не работает терминал". Эта комиссия сдерживает развитие системы безналичного расчета и увеличивает теневую долю экономики.
Думаю, что наша сеть, как и другие крупные ритейлеры Украины, завершат этот год практически без прибыли. Причина – карантинные мероприятия против COVID-19. А эта комиссия дополнительно ощутимо бьет и по большому, и очень сильно – по мелкому бизнесу.
Постепенное снижение процентных ставок будет выгодно и банкам, и малому бизнесу, и ритейлу. Не придется закладывать эту стоимость в цену, уменьшится объем теневой экономики в результате увеличения числа оплаты через POS-терминалы. Выиграют все.
Принятие законопроекта №4178 я считаю не только своевременным, а даже несколько запоздалым шагом. Ведь регулирование размера комиссии банков и платежных систем — это мировой тренд, это европейский опыт.
Мы пытались самостоятельно договориться с банками о снижении комиссии уже много лет. Но есть 2 платежные системы и 3 банка, которые держат 80% всех карт, и понятно, что они с нами не хотят договариваться. По моему опыту, платежи становятся с каждым годом все больше и больше. Без изменений на законодательном уровне положительной динамики в этом вопросе не будет.
Олеся Оленицкая, директор по вопросам сотрудничества с государственной властью "МЕТРО Кеш энд Керри Украина":
Парадоксально, но при действующих сейчас технологиях расчет наличными для украинского предпринимателя в 100-150 раз выгоднее, чем расчет картой. Так, стоимость инкассации банком наличной гривны в среднем стоит 0,02% от суммы. А комиссия за проведение карточных платежей колеблется от 1,8 до 3%. При этом если мы, как крупные торговые сети, еще можем "выторговать" чуть меньший процент благодаря серьезным оборотам, то малый бизнес вынужден платить по полной – 2-3% с каждого платежа плюс 300-400 грн. за каждый POS-терминал в месяц.
А для нашей компании именно малый бизнес – в т.ч. отели, рестораны, кафе, производители продовольственой продукции – являються основными клиентами.
Комиссия за расчет платежными картами в Украине в разы выше, чем в странах Евросоюза. За каждые 100 грн., заплаченные картой, предприниматель должен 2,5-3 грн. отдать банку. Учитывая, что украинский бизнес, особенно малый и средний бизнес, переживает сейчас тяжелейший кризис, мы призываем банки и международные платежные системы сделать шаг на встречу бизнесу и уменьшить комиссии по платежам.
Александр Богородов, финансовый директор МакДональдз в Украине:
Доля cashless продаж в нашей компании с 2018 года увеличилась почти в два раза и сегодня составляет 42% от всех платежей. При этом, рост доли таких платежей увеличивает давление на бизнес, так как данная комиссия – самая быстрорастущая статья расходов в нашем бюджете. Например, с марта по сентябрь 2020 года из-за кризиса количество транзакций в МакДональдз значительно упало, а отчисления за бесконтактные платежи выросли на 9%. То есть при меньшем объеме продаж мы все равно заплатили больше, сумма комиссии составила более 1 млн долларов.