Кто нажился на дорогостоящем проекте "Стена": журналистское расследование
Дорогие проекты чиновники очень любят, потому что до начала он служит источником неисчерпаемого предвыборного пиара, а после старта реализации деньги с него способны профинансировать кампанию для средних размеров партии. Но для полного счастья надо еще один нюанс – чтобы после громкой огласки о проекте все забыли. Этим критериям отвечает "Стена" Арсения Яценюка.
В 2014 году Арсений Яценюк во всех СМИ анонсировал масштабный проект защиты границы. Тогда с начала российской агрессии прошло чуть больше полугода, а до парламентских выборов оставалось 2 месяца.
Мы начинаем проект "Стена". Это строительство реальной государственной границы между Украиной и Российской Федерацией,
– заявил экс-премьер-министр Арсений Яценюк.
Согласно проекту, реальная государственная граница должна была иметь 3 метра рва, за ним – 2-метровый вал, затем 5 метров перепаханной полосы земли, на которой было бы видно следы нарушителя, вдоль полосы асфальтированная дорога, а за ней забор с видеокамерами и каждые 20 километров наблюдательные вышки. Построенняа "Стена" в Черниговской области простирается на 6 километров, затем ограда заканчивается. Строительство вели за счет Всемирного банка.
Читайте также: Две реальности Натальи Королевской
Проект по задумке был очень дорогим капиталовложением. Ориентировочные затраты на "Стену" достигают более 8 миллиардов гривен. По данным Госпогранслужбы, на стройке не освоили и 10% общей стоимости.
Проект финансируется исключительно из государственного бюджета. Однако делается это в недостаточном количестве. Финансирование существенно отстает от того графика, который был первоначально утвержден,
– рассказал пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян.
Однако даже 8% в денежном эквиваленте – очень солидная сумма. Это 680 миллионов гривен. Известно, что 60 миллионов потратили на закупку 4 машин "Тритон", производства президентской компании. Кроме этого, часть средств выделили на ремонт зданий пограничников. Осуществляла эти работы фирма "Фаворит", которая принадлежит семье народного избранника Борислава Розенблата. Также семья депутата возвела дорогостоящие КПП, за которые государство заплатило 18 миллионов гривен.
Читайте также: О подарочной феерии в судах, или Как судейский молоток превращается в волшебную палочку
В основной части распиаренный проект превратился в долгострой. Распоряжается средствами иностранных партнеров Государственная пограничная служба. Именно в ведомстве за закрытыми дверями определяют, кто станет подрядчиком в реализации проекта. При этом, подрядчика определяли по секретным критериям.
Сейчас над инженерно-техническим обустройством границ работают 11 частных фирм. Харьковская компания "Скорпион-РП" получила на строительство "Стены" 50 миллионов гривен. Ее владельцы – братья Владимир и Павел Левченко, бизнес которых связан с депутатами, судьями и известными предпринимателями.
Какие фирмы причастны к проекту "Стена" и как представитель Госпогранслужбы объясняет такой безтендерній произвол, – смотрите в журналистском расследовании программы "Наши деньги с Денисом Бигусом".