Кто наживается из "Укрзализныци": государственная кормушка на миллиарды для избранных

14 февраля 2017, 22:44
Читати новину українською

Государство в государстве. Одно из крупнейших государственных предприятий страны, монополист в сфере грузовых и пассажирских перевозок, годовой оборот – 60 миллиардов гривен. Вместе с тем каждый год говорится о безумной убыточности "Укрзализныци". Речь идет о миллиардных потерях.

Одним из интересантов действующих коррупционных схем на "Укрзализныце" политики, журналисты и активисты называют фамилию Дубневичей.

Ярослав и Богдан Дубневичи — народные депутаты Украины от "Блока Петра Порошенко". С 2003 года и до прихода в политику были соучредителями и владельцами "Корпорации "КРТ". Именно с момента получения депутатских мандатов в 2014 причитающаяся им "КРТ" начинает единолично выигрывать тендеры "Укрзализныци"на осанку специальных скреплений железнодорожных путей.

Если в 2012 году корпорация "КРТ" имела чистых продаж в более 700 миллионов гривен, то в 2013 году, когда железную дорогу окончательно захватила так называемая донецкая группировка, продажи компании упали почти вдвое. Сразу после победы БПП на выборах в 2014 году компания братьев Дубневичей нарастила продажи до 0,5 миллиарда гривен, а в 2015 году перевалила за миллиард.

Но кроме закупки крепления, "железнодорожная кормушка" — это целый клондайк для олигархических групп на закупки топлива.

После Оранжевой революции "Укрзализныця" закупала топливо у многих компаний. Но с 2010 года, со вторым пришествием к власти Януковича и донецкого клана, эту нишу между собой поделили две группы. Одна из них — ныне покойного народного депутата Игоря Еремеева группа "Континиум".

На тендере, как правило, побеждает та компания, которая предложит самую низкую цену. Однако в договоре на закупки топлива для "Укрзализныци" прописывают возможность поднятия цены по дополнительному соглашению. И, конечно, частные компании этим пользуются. Как правило цены поднимают на 10 процентов. Причем несколько раз в год. Поэтому самая низкая цена превращается выше рыночной.

В общем, только по закупке топлива в НАБУ завершили расследование по трем контрактам прошлого года. Собрали немало доказательств, и передали в Антикоррупционную прокуратуру. Оттуда получили письмо — производство закрыли.

Читайте также: Мегаафера во Львове: как ловкие налоговики обокрали целый город

Кто стоит за наглыми схемами, годами оставаясь неприкосновенными уже при нынешней власти. По силам ли молодому министру и рокеру-железнодорожнику положить конец закоренелой коррупции. В чем отличие между должностными лицами и кто будет нести ответственность за отсутствие результатов этой борьбы — смотрите в расследовании программы "ЦРУ".