Легальные производители алкоголя объединяют усилия в борьбе с фальсификатом
Очередной рост акцизов, недобросовестная уплата НДС, электронные акцизные марки. Эти и другие темы поднимались на встрече членов Ассоциации легальных производителей алкоголя, посвященной актуальным вопросам отрасли.
Первоочередным вопросом для обсуждения стал новый проект налоговой реформы, который предполагает резкий рост акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Нововведение призвано увеличить налоговые поступления из этого источника, который занимает второе место по объему наполнения госбюджета. В частности, согласно проекту налоговой реформы, акцизы на водку в следующем году могут вырасти на 50% – с 70,53 грн до 105,8 грн за 1 л 100% спирта.
Производители подчеркивают, что в сложившихся экономических условиях, когда покупательская способность стремительно падает и тянет за собой вниз весь рынок, решения Минфина являются преждевременными и недостаточно взвешенными. Было отмечено, что при составлении данного проекта его авторы не проводили консультации с производителями и в полной мере не учли специфику рынка. Новые размеры ставок идут вразрез с темпами роста экономики и покупательской способностью населения, для которого очередное значительное удорожание продукции окажется неподъемным. Уже сегодня эксперты прогнозируют серьезный обвал легального алкогольного рынка и существенное снижение объемов производства. Одним из наиболее серьезных негативных последствий называют катастрофический рост фальсификата.
Мы не против повышения акцизов, но оно должно проходить в пределах темпа роста доходов населения. В противном случае это приведет к увеличению теневого рынка, – такой месседж озвучил глава Ассоциации легальных производителей алкоголя Андрей Ахтанин.
По словам представителей ассоциации, легальному рынку очень сложно конкурировать с теневым бизнесом. За последние полгода его доля впервые за несколько лет начала сокращаться – сегодня она уменьшилась более чем в два раза, с 40 до 18% (данные Ассоциации легальных производителей алкоголя). Однако надежды на эффективную борьбу с ним уже в ближайшее время могут развеять необоснованно повышенные акцизные ставки – говорят производители.
Это сведет на "нет" результаты работы фискальной службы, которой наконец-то удалось достичь заметных успехов в борьбе с нелегальными производителями, – подчеркивают операторы рынка.
Таким образом, резкий рост акциза приведет не к повышению, а к снижению поступлений в госбюджет.
Вместе с тем, в качестве действенного механизма увеличения поступлений в бюджет участники встречи называют борьбу с недобросовестными плательщиками НДС. На сегодняшний день суммы неуплат исчисляются сотнями миллионов гривен. По озвученной информации, только один из операторов рынка за год недоплатил в бюджет более 165 млн грн. Для минимизации платежей используются, в основном, такие традиционные схемы как налоговые ямы и нетипичный экспорт. Оптимизация НДС не только вредит полноценному наполнению бюджета, но и создает неравные условия конкуренции на рынке.
В разрезе детенизации рынка также говорили о введении электронной акцизной марки и налаживании диалога по этому вопросу между соответствующими службами и производителями алкоголя. В отличие от печатных, электронные акцизные марки невозможно подделать, а их использование значительно облегчает выявление контрафакта. Участники ассоциации уверены, что введение электронной акцизной марки является одним из важных шагов в соблюдении принципов открытости, прозрачности и законности бизнеса.
Подводя итоги, члены Ассоциации легальных производителей алкоголя договорились об объединении усилий в борьбе с фальсификатом и теневым рынком. Также на встрече отметили эффективность шагов, которые в последнее время предпринимаются Государственной фискальной службой для детенизации рынка. Участники конференции подчеркнули, что сегодня наконец-то видят не просто декларируемую на словах, а реальную борьбу с контрафактной продукцией и с оптимизацией налоговых отчислений, что является позитивным сигналом для всего рынка.
С выводами Ассоциации легальных производителей алкоголя согласен и Владимир Остапюк, генеральный директор ассоциации "Укрводка".
Естественно, что в связи с поднятием МРЦ некоторым нелегальным производителям стало сложнее сбывать свою продукцию ниже установленной нормы, и они пытаются вернуться к "старым правилам игры". Это лишь еще раз доказывает правильность поднятия МРЦ как способа борьбы с нелегальными производителями. По информации от ГФС, по состоянию на август 2015 года за торговлю алкоголем по цене ниже установленной МРЦ было применено штрафов на сумму 344,5 тыс грн, – подчеркивает эксперт.