Появление российского мультика "Маша и Медведь" на украинских телеканалах в марте 2014-го – это было немного странно на фоне событий, что тогда разворачивались в стране. Но и кроме мультиков, российский продукт понемногу заполнял украинские эфиры. Несмотря на аннексию Крыма и оккупацию части востока. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
Заметьте "Пакет школьника" получить уже 100 тысяч семей: как воспользоваться услугой
Это – ненормально, но тогда российского продукта (особенно массового, как сериал "Кухня", "Универ" и другие) было так много, что на мультфильмы никто и не обращал внимания. С началом полномасштабной войны российских мультиков на телевидении не было. Но наши дети не перестали употреблять российский контент. Будем честными, современные дети тяготеют больше к ютубу, чем к телеканалам.
Российская пропаганда не стоит на месте. Нельзя быть на телевидении – будут в ютубе. Родители против русскоязычного контента – ладно, Маша заговорит на украинском. Поэтому сейчас "Маша и Медведь" легко доступны в Украине и на украинском языке. Но от этого этот продукт не перестал быть мягкой силой врага.
Экономический фактор
Полная ответственность за создание, производство и дистрибуцию принадлежат российской студии Animaccord. Главный офис – в Москве. Все ключевые фигуры (основатели, продюсеры, дизайнеры и т.д.) – россияне, которые преимущественно проживают в России, там зарабатывают, тратят средства и платят налоги, которые потом идут на войну против нас.
Один из аргументов за то, чтобы смотреть "Машу и Медведь" и другой контент, происходящий из России, – это отсутствие монетизации. Есть такое мнение, что ютуб заблокировал возможность прямого заработка для России с начала полномасштабного вторжения.
Однако это не совсем так. Российские авторы не заработают от просмотров самих россиян – в этом суть ограничения. Вместо этого они получают средства за просмотры и показ рекламы от зрителей из других стран. В частности, из Украины.
На англоязычном канале "Masha and The Bear" – более 50 миллионов подписчиков. Каждое видео в среднем набирает по 2 – 3 миллиона просмотров, частота выпусков – 2 – 3 ролика в неделю. За месяц заработок только этого канала может составлять десятки тысяч долларов.
Канал "Маша и Медведь" с украинской озвучкой насчитывает 18 миллионов подписчиков. Видео набирают около 100 тысяч просмотров. Это тоже потенциально тысячи долларов в пользу российских авторов ежемесячно.
Мягкая сила
С точки зрения пропаганды, мультфильмы – это стратегически грамотный шаг России. Никто и не заподозрит враждебные нарративы в милых глазах девочки Маши и ее друга Медведя, тем более с украинской озвучкой. Но они там есть. И Россия неплохо их маскирует.
В 2018 году издание The Times вышло со статьей "Children's show is propaganda for Putin, say critics" (Детское шоу – это пропаганда для Путина" – 24 Канал) именно о мультиках. В материале процитирован профессор из Университета Бакингема Энтони Глис: "Маша нетерпима, даже несносная, но также и решительная... Не было бы преувеличением назвать ее подобной Путину".
В одном из эпизодов девушка, одета в фуражку советского пограничника, защищает грядку с морковью от так называемых "захватчиков".
Читайте также От дурачков в Телеграме до профессиональных киллеров: как Россия вербует украинцев для диверсий
Финская газета Helsingin Sanomat цитирует преподавателя Школы коммуникаций Таллиннского университета Приита Хьобемяги, который сказал, что Медведь символизирует Россию и призван заменить негативный образ страны на позитивный в сознании детей. По мнению педагога, такая подача информации искажает общее восприятие человеческих взаимоотношений:
“Маша и Медведь" – один из тех мультфильмов, использующих элементы пропаганды и развлекательного контента. Он содержит ложные представления об отношениях между взрослыми и детьми, безответственность и неуважение. Формирование этих моральных ценностей означает отсутствие ответственности за свои действия или поведение, которое может быть неприемлемым, что влияет на развитие и социальный интеллект, поскольку содержит много негативных моделей поведения, влияющих на социальную адаптацию и эмоциональное развитие".
Буквальные примеры пропаганды
Навязывание своих нарративов через мягкую силу – дело долгое, требует стратегического подхода и лет работы. Никто прямо, в лоб, не будет показывать детям Соловьева и "распятого мальчика в трусиках". Поэтому неудивительно, что мультфильм впервые показали в 2009 году, а новые серии выпускают до сих пор. Мягкая сила прочно укореняется, но требует много времени.
Однако, кроме мягкой и ползучей силы, были и буквальные случаи, когда россияне не маскировали своих нарративов.
Например, в эпизоде "Проход воспрещен" происходит некая игра в армию. Всеми любимая девочка надевает офицерскую фуражку времен СССР.
Маша в фуражке времен СССР / Скриншот из видео
Также в одной из серий есть самовар, что является чрезвычайно известной частью российского быта, который они продают за границу как свою культуру.
Самовар – как элемент русской культуры / Скриншот из видео
Часто фоновой музыкой является игра на балалайке, что является известным русским инструментом.
Если нужно – главную героиню даже оденут в шлем танкиста для нативного проявления милитаризации общества. Ну тут Штирлиц уже очень близок к провалу.
Маша в шлеме танкиста / Скриншот из видео
Могут ли в Украине заблокировать мультик "Маша и Медведь"?
Я прекрасно помню волну негатива от любителей послушать русский шансон, когда в 2016-м году ввели квоты на радио. Позиция государства была такова: украинского контента должно быть больше.
И это дало положительный эффект. Мы узнали о наших новых исполнителях, а русскоязычные артисты стали записывать песни на украинском. Наша культура от этого только выиграла.
Думаю, что с мультфильмами должна быть похожая история. Я уже направил обращение в Центр противодействия дезинформации СНБО, Министерства цифровой трансформации и Службы безопасности. Главный месседж – заблокировать на территории Украины канал "Маша и Медведь", что продвигает российские нарративы в головы наших детей и зарабатывает на украинских просмотрах.
Перспектива блокировки действительно есть. YouTube как платформа заблокировал уже десятки каналов по требованию украинского государства после предоставленных случаев дезинформации или пропаганды. Поэтому, Маша с медведями должна отправиться вслед за Соловьевым и другими сторонниками "русского мира".




